Сегодня, во Всемирный день юмора, в краевом театре драмы пройдет юбилейная "Юморина" - уже тридцатая по счету.
В 1990-е годы СТЭМы (студенческие театры эстрадных миниатюр), а вслед за ними и "Юморины", как молодежное творческое движение, в стране практически исчезли. Нашему краю повезло больше: нашлись энтузиасты из театра-студии "Калейдоскоп", которые взяли на себя проведение этого ежегодного театрализованного представления.
В этом году, кстати, и самому "Калейдоскопу" исполняется 30 лет. Накануне Дня смеха корреспонденты "РГ" встретились с художественным руководителем театра Александром Полетаевым.
Российская газета: Александр Иванович, с чего все началось?
Александр Полетаев: Первый раз "Юморину" в Барнауле решили провести в 1978 году. Зачинщиками городского праздника юмора и смеха стали театры АлтГУ "Перцепция панацея" и "Плот", которым руководила Ирина Свободная. "Плот" подготовил спектакль миниатюр "Весь вечер как проклятые", а "Перцепция панацея" представила свою "Бендериаду" - о том, как Остап Бендер появляется в студенческом общежитии и с какими особенностями молодежной жизни он там сталкивается.
"Юморины" стали чем-то новым и неожиданным в творческой жизни Барнаула - ажиотаж был бешеный, билеты невозможно достать! Я тогда учился в политехе, и как раз в это время в нашем вузе появился студенческий театр эстрадных миниатюр "Калейдоскоп". В основном в номерах отражались смешные стороны студенческой жизни: отношения с преподавателями, сессия, общежитская жизнь.
Уже с 1980 года "Юморина" превратилась в межвузовский конкурс СТЭМов. Пошла волна - студтеатры стали образовываться во всех вузах и даже на факультетах. Победителями "Юморин" становились "Перцепция панацея", "Калейдоскоп", "Мини Юм" из мединститута, "Театр имени комиссара Мегрэ" из классического университета, "ФАН" из пединститута, "Пастораль" из сельхозинститута.
РГ: Наверное, в те годы шутить можно было только на темы студенческой жизни?
Полетаев: По мере того, как мы взрослели, хотелось чего-то большего и в репертуаре. Появилась сатира - конечно, не политическая, а больше направленная на проблемы обывательского образа жизни, на карьеризм, обезличивание. Середину восьмидесятых можно назвать пиком СТЭМовского движения. В 1986-м прошел уже всесоюзный смотр-конкурс СТЭМов. Он проводился под эгидой журнала "Студенческий меридиан" и ЦК ВЛКСМ. Финал был в 1987 году в Донецке, туда съезжались победители со всех регионов. Он был первым и последним, в это время был возрожден и телевизионный КВН. Несмотря на то, что КВН возродился на благодатной почве СТЭМов, он быстро стал более популярным. Этому способствовали и телевидение, и массированная реклама. Юмор на ТВ стал элементом шоу-бизнеса, продуктом, который можно выгодно продать.
В аббревиатуре СТЭМ присутствует слово "театр", а театр предполагает актерскую работу над своим образом, творческий поиск, это затратно и по времени, и по средствам. А в КВНе самое главное - шутка, что-то узнаваемое, на злобу дня, анекдот. Здесь не надо ломать голову над драматургией, думать о перевоплощении, отрабатывать пластику или хореографию. Можно поставить ширму - обозначить вход, выход, все условно, сиюминутно, посмеялись-разбежались.
РГ: В чем секрет долгой жизни "Калейдоскопа", ведь он один из немногих СТЭМов, что прошли все испытания…
Полетаев: Да, таких театров сейчас в стране единицы. Худруком "Калейдоскопа" я стал в 1980-м. У всех СТЭМов был один недостаток - они образовывались на факультете, курсе или в вузе, существовали лет пять, потом его участники оканчивали вуз, разъезжались по распределению - и финита ля комедия! В "Калейдоскопе" же был постоянный приток молодых кадров, "старички" уходили, но их место занимала молодежь.
РГ: Как складывалась судьба такого популярного в конце 1990-х вашего совместного КВН-проекта "Дети лейтенанта Шмидта"?
Полетаев: У "Калейдоскопа" тоже была своя КВН-команда. В сезоне 1994-1995 годов мы победили на фестивале "КВН-Сибирь". А в следующем сезоне победителем стали "Томские козыри". Был суперфинал, после которого умные люди нам и подсказали: ребята, у вас накоплен такой творческий опыт, а почему бы вам не создать совместный проект? Так появились "Дети лейтенанта Шмидта". Потом добавилась мощная авторская группа из Новосибирска. Накопленный многолетний опыт был использован в создании этого проекта. И уже в 1998 году "Дети лейтенанта Шмидта" стали победителем в финальной игре КВН и обладателями главного приза. Участники команды оказались очень популярными, начались гастрольные туры по различным городам, их начали приглашать на ТВ, в сериалы.
РГ: Кто из "калейдоскоповцев" стал "детьми лейтенанта Шмидта" и как сложилась их дальнейшая судьба?
Полетаев: Виталий Гасаев в прошлом году участвовал в телепроекте "Секрет успеха", стал серебряным финалистом. Он записал несколько альбомов, сейчас занимается сольной карьерой. Дмитрий Никулин снимается в сериалах, которые будут транслироваться по СТС. Петр Винс также снимался в кино, помните, в "Моей прекрасной няне" мелькнул такой персонаж - "человек из Барнаула". Александр Федоров работает в нашем театре "Калейдоскоп", Андрей Деулин стал предпринимателем.
РГ: Какие миниатюры "Калейдоскопа" не стареют со временем и пользуются постоянным успехом у зрителей?
Полетаев: Сразу вспоминается "Маленькая технологическая трагедия "Каменный гвоздь". Действующие лица: Каменный гвоздь - памятник инженерному маразму, Донна Гайка, его безутешная вдова, и Дон Болт, пылкий гайковерт. Мы техническими терминами озвучили и обыграли тему "Каменного гостя" Пушкина.
Другую "бессмертную" миниатюру мы нашли у Аркадия Райкина, переделав ее на новорусский манер. Называется она "На Баха" и построена на том, что работник фирмы отпрашивается у хозяина, "нового русского", на концерт Баха. А тот не понимает, что такое - Бах? Это где "бахают", где идет большая разборка? Или это банкет, от слова "бахнуть"? Ну и так далее... Как видите, наиболее востребованы фантазии на темы классиков.