Алтайские фермеры провели съезд, на котором обсудили причины, сдерживающие дальнейшее развитие их хозяйств.
Фермеры - люди вольные, на планово-отчетные мероприятия их калачом не заманишь. Терять целый день на пустые разговоры, когда вовсю идет подготовка к полевым работам, им не резон. Но приехали более 200 делегатов, практически все, скромно оставив свои внедорожники во дворах и переулках неподалеку от главного корпуса Алтайского аграрного университета, где и проходил семнадцатый съезд фермерских хозяйств.
Съехались, так как было что обсудить. Основная дискуссия разгорелась вокруг так называемого "земельного вопроса". Начиная с прошлого года, сельскохозяйственная земля востребована, как никогда раньше. Причин сразу несколько. Одна из главных - рост мировых цен на зерно. Впервые за долгие годы растениеводческие хозяйства Алтая смогли реализовать урожай с выгодой для себя. Причем с выгодой значительной, позволяющей не только расплатиться по кредитам и долгам, но и заняться обновлением парка сельхозтехники.
Осенью крестьяне были рады продавать пшеницу третьего класса по шесть рублей за килограмм. Многие урожай придержали в расчете на дальнейший ценовой скачок весной и не прогадали. Цены на зерно сегодня доходят до девяти рублей. Неудивительно, что сельхозпроизводители начали вспахивать залежи, увеличивая пахотный клин. В этом году в севооборот введено дополнительно 150 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий. Оставшиеся 300-350 тысяч гектаров пустоши, вероятно, тоже не долго "залежатся", учитывая, что аналитики мирового рынка прогнозируют рост цен на зерновые лет на десять вперед.
Однако за мировыми тенденциями следят не только селяне, но и "коммерсанты с асфальта", как пренебрежительно называют фермеры перекупщиков земельных паев. Покупать землю сельхозназначения с недавнего времени стало действительно выгодно. Но торговать землей, по мнению крестьян, - значит препятствовать развитию сельхозпроизводства. Фермеры на съезде говорили о необходимости принять закон, по которому сельхозпроизводители (крестьянско-фермерские и коллективные хозяйства) получили бы приоритетное право приобретать выставленные на продажу земельные доли и арендовать участки пашни.
- Год назад мы уже поднимали перед краевой властью вопрос о сложностях в оформлении в собственность земельных участков, но никаких практических действий так и не дождались, - говорит председатель Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Алтая Александр Балаков. - Сегодня к этому добавились проблемы массовой скупки долей у населения иногородними дельцами.
За разъяснениями о законности действий перекупщиков Союз обращался в юридические службы. И получил ответ, что это нормальные товарно-денежные отношения в рамках существующих нормативных актов. С одной стороны, нарушений законности нет. Но с другой, такого рода отношения ведут к снижению интереса сельхозпроизводителей расширять производство.
Александр Балаков зачитал открытое письмо фермеров Хабарского района губернатору края. В нем описана ставшая уже типичной ситуация: "Последние полгода к землям Хабарского района проявлен интерес со стороны юридических и физических лиц, обладающих большими финансовыми возможностями и фактически скупающих земельные участки у населения. Это представители этнических групп, москвичи, питерцы, крупные зернопереработчики соседней Новосибирской области".
Хабарских фермеров беспокоит то обстоятельство, что коммерсанты проявляют интерес не к бесхозным землям, а к тем, на которых ведется сельхозпроизводство. То есть землям, арендованным фермерскими хозяйствами у населения. У многих фермеров нет средств, чтобы выкупить арендованную землю, так как сначала они должны выдать заработную плату, заплатить налоги, закупить новую технику, семена и многое другое.
"Мы видим, что земли скупаются не для блага живущего здесь населения. Муниципальные органы оказались бессильны противостоять массовой скупке земли. Присутствуют элементы обмана и мошенничества. В конечном итоге скупленные земли предлагаются нам же втридорога. А куда нам деваться?" - пишут фермеры.
О необходимости хоть как-то повлиять на ситуацию, не просто вышедшую из-под контроля, но неконтролируемую вообще, говорили практически все делегаты съезда. При этом фермеры вполне отдают отчет, что совершенно оградить землю от рыночных отношений невозможно. Но регулировать их, считают, надо.
Александр Карлин, губернатор края:
- Отчасти я согласен с тем, что сложившиеся правила оборота земель сельскохозяйственного назначения препятствуют развитию фермерства. Надо вместе думать, как активизировать эти механизмы. Чтобы земля не уходила бесконтрольно из рук крестьянства в руки собственников, в добросовестности и намерениях которых у нас нет уверенности.
Сегодня край получил очень серьезные предложения от инорегиональных инвесторов. Предложены крупные проекты в АПК с ведением хозяйства на десятках, даже сотнях тысяч гектаров земли. К таким предложениям мы будем относиться очень взвешенно. В любом случае инвестиции будут носить комплексный характер, распространяться не только на растениеводческую отрасль, но на животноводство и переработку. Вхождение в АПК края будет происходить в режиме государственно-частного партнерства с принятием на себя инвестором серьезных долговременных обязательств в социальной сфере.
Андрей Евсюков, фермер из Панкрушихинского района:
- Нельзя, чтобы сельскохозяйственная земля была средством наживы и махинаций. Крестьяне сегодня уповают на государство, но никак не на местную власть. Нужны четкие правила - кому продавать или сдавать в аренду, на каких условиях, на какой срок. Необходимо ввести строгий контроль за целевым и рациональным использованием земли. Земля должна использоваться только для производства продовольствия. Приоритетное право на выкуп земли нужно предоставлять сельхозпроизводителям. На деле все совсем не так. Районные администрации зачастую диктуют свои правила. Земли фонда перераспределения не всегда выносятся на конкурс. Сфера земельных отношений стала одной из самых криминогенных. На наших глазах происходят умышленное разорение крестьян, искусственное банкротство хозяйств.