От денежных властей требуются принципиально новые меры поддержки отечественной банковской системы, чтобы она перестала находиться "на кромке ликвидности". Вероятно, это требование и станет главным направлением лоббистских усилий финансового сообщества на ближайшую перспективу.
Одним из знаковых событий стала презентация новых инициатив экспертного сообщества, поддер жанная влиятельными банковскими кругами. Ее адресат был вчера указан предельно конкретно - председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Представляя подготовленный Московской финансово-промышленной академией отчет "Реформа системы рефинансирования: идеи для Банка России", директор Центра экономических исследований Сергей Моисеев заявил, что сейчас ситуация с ликвидностью банков находится на уровне 2004 года, когда нежданно на рынке разразилась паника. Он сообщил, что Игнатьев изучает отчет, и авторы, поддержанные Ассоциацией российских банков в лице вице-президента Анатолия Милюкова, ожидают ответ от Центробанка.
Согласно оценкам авторов исследования, одной из ключевых проблем стала аномалия на межбанковском рынке, когда узкая группа банков обладает избыточной ликвидностью: "Центробанк дает достаточно денег, но затем они перераспределяются в пользу нескольких крупных банков". И затем эти банки зачастую держат полученные средства на счетах в Центробанке. Чтобы разрубить эту пагубную для средних банков схему, Моисеев предлагает ввести механизмы, которые сделают рефинансирование полноценным инструментом кредитования. Прежде всего - беззалоговые кредиты для поддержания ликвидности на срок от 1 до 7 дней. При этом он сослался на имеющийся опыт ряда стран, а кредитные риски оценил как минимальные, поскольку Центробанк имеет возможность снять средства с корсчетов банков. Моисеев привел и аргумент в пользу неинфляционного характера такой меры: "Лимит кредитования будет тот же, что и сейчас, но распределяться будет нормально, а не в пользу нескольких крупнейших банков". Этот вывод поддержал и первый вице-президент Ассоциации региональных банков Владимир Гамза, напомнивший, что в России соотношение активов банков к ВВП не превышает 55 процентов, в то время как в США, например - более 200 процентов, во многих развитых странах - еще больше, но это не отражается на уровне инфляции.
В итоге ключевым фактором денежной политики должна будет стать, по этой логике, ставка по беззалоговым краткосрочным кредитам, а не нынешняя ставка рефинансирования. Правда, перспективы принятия Центробанком таких новаций эксперты оценили весьма скептически, даже несмотря на поддержку двух общероссийских банковских ассоциаций.
Инициаторы реформы настаивают на том, что "почивание на лаврах" после успешного противостояния Центробанком кризису ликвидности осенью прошлого года становится опасно: "При более серьезной угрозе банковского кризиса текущих возможностей Центробанка будет недостаточно".