Вскоре банки получат беспрецедентную помощь от бюджета на поддержание ликвидности, которая столь нужна им в сложный период на финансовых рынках. На их депозитах будут размещаться временно свободные средства государственной казны. По словам вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, первые аукционы могут пройти уже в середине апреля.
Вчера на официальном сайте правительства были опубликованы правила, по которым банки допустят к бюджетным деньгам. Для того чтобы получить "пропуск" в эту систему, кредитные организации должны соответствовать определенным требованиям. Так, например, собственный капитал банка не может составлять менее 5 миллиардов рублей, он должен иметь достаточно высокий рейтинг по классификации ведущих рейтинговых агентств, участвовать в системе обязательного страхования вкладов.
Сбором заявок на получение денег займется Федеральное казначейство, оно же будет проводить отбор банков и заключать с ними генеральные соглашения на размещение средств. Но ключевые решения по этому поводу еще предстоит принять минфину. Именно ведомству Алексея Кудрина поручено определить минимальную процентную ставку, под которую банки могут получить деньги, а также лимит размещения.
Между тем именно эти вопросы и волнуют больше всего банкиров. Заметим, что сейчас банки имеют возможность получать "короткие" деньги, кредитуясь у ЦБ.
По словам первого зампредседателя ЦБ Алексея Улюкаева, деньги предоставляются им по ставке 6,25 - 9,25 процента. Это вполне щадящие условия. Но Центробанк выдвигает к кредитным организациям весьма жесткие требования, и его деньгами пользуются только самые крупные банки из первой "двадцатки", утверждают банкиры. До остальных же организаций деньги "просачиваются" через систему межбанковского кредитования уже под 13 и более процентов. Отсюда и дороговизна кредитов.
Ранее, заметим, представители минфина предполагали, что допуск к средствам бюджета смогут получить 30-40 банков. По сведениям некоторых источников, ЦБ прогнозирует, что их будет меньше. Но на деле все будет зависеть как раз от порога ставки, которую назовет ведомство Алексея Кудрина. Вчера, кстати, стало известно, что свободные средства Фонда содействия реформирования ЖКХ будут размещаться на депозитах ЦБ под три процента годовых. Однако для коммерческих банков ставка, скорее всего, окажется выше.
Что же касается объема размещаемых средств, то для каждого банка он будет рассчитываться индивидуально в зависимости от его показателей. Ранее Кудрин сообщал, что в общей сложности объем предоставляемой банкам ликвидности может достичь 600 миллиардов рублей. Но какими "порциями" будут вливаться деньги в банковскую систему, пока неизвестно.
При этом бюджетные деньги, которые попадут в банки, заранее "подстрахованы". Так, в случае, если кредитная организация два раза не выполнила свои обязательства по возврату бюджетных денег, соглашение с ней по размещению средств будет расторгнуто. И затем в течение полугода банк могут не допустить к новым аукционам.
Таким образом, банкиры дождались какой-то ясности по бюджетным деньгам. Теперь, судя по всему, их внимание будет приковано к Центробанку. Вчера же Московская финансово-промышленная академия презентовала отчет "Реформа системы рефинансирования: идеи для Банка России". Директор Центра экономических исследований Сергей Моисеев заявил, что сейчас ситуация с ликвидностью банков находится на уровне 2004 года, когда нежданно на рынке разразилась паника. Он сообщил, что глава ЦБ Игнатьев изучает отчет, и авторы, поддержанные Ассоциацией российских банков в лице вице-президента Анатолия Милюкова, ожидают ответ от Центробанка.
Согласно оценкам авторов исследования, одной из ключевых проблем стала аномалия на межбанковском рынке, когда узкая группа банков обладает избыточной ликвидностью: "Центробанк дает достаточно денег, но затем они перераспределяются в пользу нескольких крупных банков". И затем эти банки зачастую держат полученные средства на счетах в Центробанке. Чтобы разрубить эту пагубную для средних банков схему, Моисеев предлагает ввести механизмы, которые сделают рефинансирование полноценным инструментом кредитования. Прежде всего - беззалоговые кредиты для поддержания ликвидности на срок от 1 до 7 дней. При этом он сослался на имеющийся опыт ряда стран, а кредитные риски оценил как минимальные, поскольку Центробанк имеет возможность снять средства с корсчетов банков. Моисеев привел и аргумент в пользу неинфляционного характера такой меры: "Лимит кредитования будет тот же, что и сейчас, но распределяться будет нормально, а не в пользу нескольких крупнейших банков". Этот вывод поддержал и первый вице-президент Ассоциации региональных банков Владимир Гамза, напомнивший, что в России соотношение активов банков к ВВП не превышает 55 процентов, в то время как в США, например - более 200 процентов, во многих развитых странах - еще больше, но это не отражается на уровне инфляции.
В итоге ключевым фактором денежной политики должна будет стать, по этой логике, ставка по беззалоговым краткосрочным кредитам, а не нынешняя ставка рефинансирования. Правда, перспективы принятия Центробанком таких новаций эксперты оценили весьма скептически, даже несмотря на поддержку двух общероссийских банковских ассоциаций.
Инициаторы реформы настаивают на том, что "почивание на лаврах" после успешного противостояния Центробанком кризису ликвидности осенью прошлого года становится опасно: "При более серьезной угрозе банковского кризиса текущих возможностей Центробанка будет недостаточно".