Решение о выселении семьи Долгих принято по иску мэрии, которая еще восемь лет назад определила его дом к сносу, а землю передала для многоэтажной застройки. Однако приставы до сих пор не могут справиться с домовладельцем, вставшим грудью на защиту своих "владений".
Несносный домовладелец
Все смешалось в доме Долгих не сразу. Три брата и сестра выросли на тихой улочке Тельмана в центре Липецка. Двадцать два года назад старший сын, Игорь, получил от отца в дар это самое домовладение с деревянными стенами, обложенными кирпичом, - без водопровода, канализации и газа: тридцать метров общей площади плюс участок в пять соток. В 2003 году на улице Тельмана начался снос одноэтажного частного старого жилья и строительство десятиэтажных домов. К тому времени семейство Долгих разрослось: на пятнадцати квадратных метрах жилой площади оказалось прописано четырнадцать человек, официально составляющих шесть семей. Компания-застройщик согласилась выделить шесть квартир: одну трехкомнатную, остальные - одно-двухкомнатные в доме, который будет построен через два года на этом же месте. Однако большая семья потребовала оформить договор нотариально и сделать на квартиры обременение, чтобы они за два года никуда не ушли. По словам Игоря Долгих, компания отказалась включить этот пункт в типовой договор, что и стало камнем преткновения. Семья решила, что ее обманывают, - и отказалась уступать свое домовладение. Представители компании, в свою очередь, заявляли о готовности выполнить соглашение. Начались суды…
В осаде
К 2005 году "маленькая крепость" Долгих оказалась окружена десятиэтажными домами, в которых их бывшие соседи-частники получили квартиры. Однако у Долгих путь к отступлению был отрезан: с 1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс, по которому стоимость сносимого жилья возмещалась уже не по числу прописанных жильцов, а по метражу: шесть квартир окончательно канули в Лету. К тому времени Игорь Долгих сам занялся строительным бизнесом: его фирма возводила и продавала коттеджи. Он поставил особняк и себе - на удаленной от места конфликта улице Лучистой. Который, впрочем, по его словам, вскоре и продал, чтобы на вырученные деньги на своих "кровных сотках" на улице Тельмана возвести дом с пятью квартирами для всей своей семьи. Однако разрешения от мэрии на это он не получил: участок ранее был выделен той самой компании-застройщику, которая запланировала возвести здесь десятиэтажную башню со встроенным магазином и никак не могла приступить к делу из-за неуступчивости Долгих. С августа 2006 года последовали судебные решения, по которым семейство подлежало выселению.
Вместе с тем, бывшему собственнику в качестве выкупа за дом предлагали однокомнатную квартиру не меньшей площади, но он в судебном заседании от нее отказался. Тогда с компании-застройщика в пользу Игоря Долгих были взысканы убытки, которые были оценены по рыночной стоимости в 1 миллион 34 тысячи 555 рублей: девятьсот тысяч - за участок, остальное - за дом и все строения, включая стоимость деревьев и кустарников. Деньги были переведены бывшему домохозяину на депозит, но он их у нотариуса уже полтора года не забирает, поскольку с судебными решениями не согласен. И все четыре визита судебных приставов, нанесенные за последние десять месяцев с намерением выселить семейство, встречали сопротивление. При этом никто из выселяемых в домишке практически уже не жил. По словам Игоря Долгих, в 2006 году их дом пытались поджечь, поэтому всех женщин и детей он вывез и снимает для них сейчас квартиру, как, впрочем, для своего сына и жены, с которой расстался. А сам живет у друзей и родственников. Тем не менее всякий раз, когда в назначенный час в дом на Тельмана являлись приставы, их неизменно встречали уже выписанные из дома бывший хозяин, его сестра и полдюжины несовершеннолетних ребятишек - племянников, а также общественники с плакатами и громкоговорителями и съемочная группа телевидения.
Последний штурм
Последнее выселение было наиболее драматичным: с полудня до десяти часов вечера приставы при поддержке трех десятков своих коллег, сотрудников милиции и частного охранного предприятия исполняли свой долг. Все вещи, которые в доме описали приставы, принадлежали исключительно семье постояльца. На следующее утро, после того как выселяемые покинули помещение, дом начал сносить бульдозер, присланный застройщиком. Однако Игорь Долгих бросил в кабину кирпич и тракторист ретировался. На этой неделе снос дома продолжился.
Уставшие от упреков в несправедливости, судебные приставы сами провели "расследование". В результате они выяснили, что Игорь Долгих в марте прошлого года, уже после его выселения из домика на Тельмана, действительно, формально стал бездомным: передал свое право собственности на особняк на улице Лучистая площадью 533,5 квадратного метра своей жене. Кстати, здесь проживали и члены его семьи. Игорь Долгих не бедствует и материально: он - учредитель четырех предприятий, профсоюза и магазина. К тому же приставы исполняли решение суда, который опирался на гражданское законодательство. Так, в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Но бывший хозяин дома успокаиваться не собирается. Долгих настаивает - ему нужен земельный участок, где он намерен возвести "родовое гнездо". И ради этого бывший домовладелец готов обращаться в высшие судебные инстанции.
Виктория Иванищева, начальник отдела организации исполнительного производства управления ФССП по Липецкой области:
- Решение суда исполнено приставами в полном объеме, без нарушения закона. Сейчас служба судебных приставов готовит материал о недопустимых действиях и оскорблениях в свой адрес со стороны участников пикета у дома №106 по улице Тельмана - для его передачи в прокуратуру. По нашему мнению, виновных следует привлечь к ответственности по статье 319 УК за оскорбление представителей власти.
Кстати
Случай с домом Долгих - не первый в местной судебной практике. Еще в 2005 году суд принял решение прекратить строительство в Липецке многоквартирного жилого дома на пересечении улиц 8 Марта и Терешковой. Недостроенное здание должно быть снесено, а земельный участок приведен в первоначальное состояние. Решение было принято по заявлению группы граждан, не согласных с тем, что строительная компания решила возвести новый дом на участке уплотненной застройки между двумя пятиэтажками. На сегодняшний день удалось лишь убрать четвертый и снять перекрытия третьего этажа. Сейчас проводится экспертиза сметы демонтажа здания. После ее утверждения федеральная служба приставов выделит необходимые средства, и незаконная новостройка наконец будет снесена.