Новости

03.04.2008 02:00
Рубрика: Культура

Танцы с мечами

Русский балет "Кострома" выступает в Кремлевском дворце

Программа, которую национальное шоу России - Русский балет "Кострома" впервые покажет сегодня в Кремле, называется: "Великая загадочная Русь". Название точное и емкое: режиссер Юрий Царенко и его актеры в танцах и драматургии спектакля, через образы легенд и былей, представят зрителю возможность увлекательного путешествия по культуре и истории нашей великой страны.

"Великая загадочная Русь" уже была с аншлагом показана в Лондоне, затем прошла обкатку перед зрителями Германии. А теперь премьера состоится в Государственном Кремлевском дворце. Накануне с продюсером уникального национального шоу Русский балет "Кострома" Еленой Царенко встретился обозреватель "Российской газеты".

Российская газета: В вашем национальном танцевальном шоу участвуют 50 танцоров, регулярно меняются сцены, декорации, костюмы, эпохи... Да и этот дирижабль, который порой летает над сценой: сложно представить, как создаются столь масштабные программы и сколько денег и сил они требуют?!

Елена Царенко: А делать менее масштабное и увлекательное действо нам было бы неинтересно. "Великая загадочная Русь" - это и не спектакль и не дивертисментый концерт - это именно шоу, основанное на народном танце. Точнее, современная стилизация народных традиций в жанре хореографии. Основатель народного жанра в хореографии, безусловно, Игорь Моисеев, и мы считаем себя его учениками. Но уже нашли свой собственный стиль. Это - сочетание народного танца и классического.

В сцене "Молитва" танцовщица, например, у нас тоже совершает свой выход на пальчиках. Для нас классика - высшее в искусстве, но главное все-таки - сочетание классического, народного и современного. Поэтому мы насыщаем действо последними достижениями технологий XXI века, использовали компьютерную анимацию, видеопроекторы, лазерную сценографию. Есть у нас и панорамные декорации, отражающие загадочную душу Руси, начиная от зарождения христианства - через имперско-дореволюционную эпоху, социалистическое искусство 20-30-х годов прошлого века - и до наших дней.

Поэтому в некоторых сценах действо происходит уже в космосе и над зрительным залом летает настоящий дирижабль... Кстати, декорации для "Великой загадочной Руси" делали те же художники-постановщики, что и для знаменитой постановки Большого театра "Корсар". А в элементах декора использованы жемчуг, серебро, аппликации ...

РГ: Ставя столь масштабные шоу и, по сути, пропагандируя многоплановую культуру России, в том числе на Западе, вы, наверное, пользуетесь активной поддержкой министерства культуры?

Царенко: Про многоплановость, конечно, соглашусь. Вот и в "Великой загадочной Руси" будут народные танцы различных этнических групп нашей страны. Что касается минкультуры, то мы туда обращались в прошлом году. Нас пригласили участвовать от России в Шанхайском фестивале, очень крупном и престижном во всем мире. У нас уже был контракт, генеральный консул России в Китае регулярно звонил и убеждал: "Ребята, приезжайте, вас так ждут, и это очень важно для престижа страны". Но на просьбы помочь хотя бы с билетами ответа из министерства мы не дождались. Что ж, взяли кредит и поехали за свой счет. Получили в Китае отличную прессу, какие-то расходы удалось покрыть благодаря спонсорам. Но все-таки сейчас мы больше вынуждены жить за счет проданных билетов и той поддержки, которую нам оказывают губернатор и администрация нашей Костромской области.

РГ: Сложно ли было создать столь масштабный Русский балет не в столице, а в не очень большом российском городе Кострома?

Царенко: Трудно было собирать лучших исполнителей в нашем жанре и убеждать их переехать жить в Кострому. Для артистов балета, как и для спортсменов, большой город - это и большие возможности. Но мы с главным режиссером Юрием Царенко убеждали, рассказывали о замыслах, да и имя Царенко у исполнителей было на слуху. Поэтому нам верили и приезжали, соглашались рискнуть и поработать вместе в Костроме. Был период, когда сидели без зарплаты. Но все равно талантливые ребята ехали ради совместного творчества, дабы оказаться с нами в одной команде. И я думаю, что об этом не пожалели: Русский балет "Кострома" под руководством Юрия Царенко выступал уже в 17 странах, да и наши выступления в Москве расписаны уже на много месяцев вперед. Хотя и в родном городе, конечно, выступаем - специально делаем цены на билеты пониже, дабы могли прийти и пенсионеры, и дети. Зал все время полон. Ведь, наверное, в каждом из нас есть интерес к корневой русской культуре, она заложена у нас на генетическом уровне.

А мы как раз и стараемся разбудить любовь к своей земле, народным традициям и национальной культуре даже у тех, кто к ним пока равнодушен. И все чаще после выступлений к нам подходят школьники и просят автографы. Говорят: "Вы - суперские. Спасибо, что вы есть. Только почему ж вас так мало? На дискотеки попасть не проблема, клубы - почти на каждом углу. А вот таких, как вы, больше нет, и посмотреть вас негде, почему"?

Поэтому нынешний спектакль в Кремле мы уже будем снимать на DVD - слишком много заказов от поклонников. Режиссером DVD-версии концерта станет Лина Арифулина, работавшая с пятью "Фабриками звезд" и сейчас занимающаяся новыми программами на телеканале СТС. Она - замечательный режиссер и охотно согласилась снять концерт в Кремле, поскольку видела и оценила наши прошлые спектакли, на которые приходила еще в конце 1990-х.

РГ: Охотно ли воспринимают наше народное искусство за рубежом? Недавно вы подписали очередной контракт в Берлине, вас зовут на гастроли в Лас-Вегас.

Царенко: Мы стараемся быть очень ответственны, когда представляем народную культуру России за рубежом. Был период, когда за границу ломанулись коллективчики с программами-"клюквой". И русский фольклор стал ассоциироваться у иностранцев с водкой, селедкой, посадскими платками, медведями, пьяными мужичками да балалайками и баянчиком... Европейцам такое быстро наскучило. И, когда они увидели нас, у которых всего этого нет, а шоу - многообразнее и шире, к тому же посвящено русской истории и сделано высокохудожественно и масштабно, приглашения на гастроли стали поступать регулярно. Тем более что у нас красота, любовь, положительные или поучительные моменты истории... То, за что мы гордимся Родиной и о чем готовы рассказывать в Европе. Но главное для нас шоу - это, конечно, предстоящий спектакль в Кремле.

Культура Театр
Добавьте RG.RU 
в избранные источники