Депутаты Госдумы готовились к "правительственному часу", на который был приглашен министр иностранных дел Сергей Лавров, можно сказать,с учащенным сердцебиением.
"Почему на протяжении полтора десятка лет мы пятимся и пятимся? В чем слабость нашей миролюбивой внешней политики?" - эти вопросы у коммуниста Николая Харитонова, как и других представителей думской оппозиции, возникли в связи с односторонним признанием независимости Косово, которому Россия, как ни пыталась, не смогла помешать. И Харитонов поставил их перед главой МИДа.
С тем, что Россия продолжает "пятиться" во внешней политике, Сергей Лавров был категорически не согласен. "Нельзя не видеть растущего влияния России в мире", - возразил он Харитонову, заметив, что "мы, наверное, раньше многих других поняли, в чем заключаются наши реальные интересы, опирающиеся на наши реальные возможности в современном мире, когда "блоковая" логика не годится, потому что ни одну проблему не решишь в рамках застывшего блока, пусть этот блок и расширяется на основе той же самой логики "блокового освоения территорий". "Сегодня уже мало кто питает иллюзии по поводу скорого наступления эры бесконфликтных межгосударственных и межэтнических отношений, -сказал министр. - Конфликты сохраняются, конфликты множатся, и Европа здесь не исключение. Не урегулирована застарелая кипрская проблема, сепаратистские тенденции дают о себе знать в целом ряде западноевропейских стран, не говоря уже о Балканах. И распад Югославии, распад Советского Союза обернулись рядом острых конфликтов в последнее десятилетие. Но недавно к этим конфликтам добавился еще один". Лавров уточнил, что имеет в виду насильственно отторгнутую часть территории европейского государства Сербия и искусственно созданное новое образование Косово. "Все это было сделано в нарушение международного права", - подчеркнул глава российского МИДа.
Попытки представить ситуацию в Косово как исключительную, уникальную, по словам Лаврова, не выдерживают никакой критики. "Нарушение прав национальных меньшинств, вооруженные столкновения характерны и для большинства других региональных конфликтов, не исключая и тех, которые сохраняются в замороженном состоянии, так сказать на постсоветском пространстве", - заметил министр.
"Наше принципиальное отношение к нынешнему развитию в крае и вокруг него определяется тем, что нам далеко не безразлично, сложится ли в геополитическом окружении России и во всей Европе комфортная атмосфера для интеграции, инвестиций, торговли. Или периодически будут вспыхивать очаги кризисов, либо плодиться новые, так называемые замороженные конфликты, подрывающие созидательное партнерство",- сказал Лавров и сообщил депутатам, что Россия сделала все возможное, чтобы "сорвать вынашивавшиеся планы быстрого и широкого международного признания Косово". И сейчас предпринимает "конкретные шаги по недопущению использования в крае силовых мер воздействия на косовских сербов с целью вынудить их смириться с независимостью Косово", поддерживает действия сербов по возвращению косовской проблемы в международно-правовое русло.
"А что у вас еще есть в арсенале, чтобы защитить свою позицию?" - поинтересовались депутаты. "Прежде всего это наша внутренняя состоятельность, наша привлекательность для других стран, те действия, которые мы должны принимать по обеспечению своих интересов на основе существующих договоренностей", - ответил Лавров. "Наша дипломатия не существует в безвоздушном пространстве, - уточнил он. - И эффективность дипломатии, эффективность внешней политики определяется прежде всего положением государства".
"Но наша позиция сохранения договоренностей приводит к тому, что те, кого вы называете нашими коллегами, все наступают и наступают", - поддержал коммунистов Сергей Иванов. А вице-спикер Владимир Жириновский прямо заявил, что к Украине, которая собирается в НАТО, надо принимать жесткие меры, прекращать договор и пересмотреть границы, вернув себе территории, которые Украине подарили политики и дипломаты. По мнению лидера ЛДПР, новую жесткую линию Россия должна проводить и в отношении Грузии. Жириновский напомнил коллегам стихотворение: "Уже ль не могут командиры чужие оборвать мундиры о русские штыки". Но потом смягчился: "Не надо штыков, на словах надо". Впрочем, Андрей Кокошин из "Единой России" считает, что "штыки" тоже крайне важны в политике и дипломатии. Он предложил Сергею Лаврову "еще в более тесной интеграции с нашим военным ведомством и другими силовыми структурами обеспечивать наши национальные интересы".
Расширение НАТО на восток "не будет оставлено без ответа", заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. "Но реагировать мы будем прагматично, не как маленькие мальчики в школе, которые обиделись на то, что их обижают, хлопнули дверью и убежали из класса и стали плакать где-то в уголке".