Закончилось беспрецедентное тысячекилометровое путешествие Шпаро и Смолина к верхушке Земли в жестких условиях полярной ночи. Символично, что мировой рекорд смогли установить российские путешественники. Имена Георгия Седова, Эдуарда Толля, Ивана Папанина, заслуги других отечественных ученых в освоении Арктики известны и признаны во всем мире. Встретить россиян на льдине и сопроводить их в Москву отправился корреспондент "РГ".
Ан-72 - небольшой самолет, завоевавший доверие своей надежной работой в Заполярье и приспособленный для посадки на укороченные, до 600 метров, полосы, за пять с половиной часов долетел до островов Франца-Иосифа, Земли Александры. Именно здесь находится самый северный форпост державы - отстроенная заново погранзастава "Нагурское". Не случайно для обеспечения похода была привлечена авиация ФСБ России, имеющая уникальный опыт полетов в экстремальных условиях.
Пять утра, светло, солнце, ненамного оторвавшись от линии горизонта, ходит по кругу, и так до поздней осени, до наступления полярной ночи. Куда хватает глаз, расстилается бело-серо-голубое ледяное море. Там, где ледовая равнина смыкается с небом, кажется, что высятся леса, городские кварталы. Однако это оптический обман, игра многометровых торосов и снежной пыли.
С острова путь держим на коммерческую станцию "Барнео", расположенную в ста километрах от полюса во льдах Северного Ледовитого океана. Ежегодно по весне на этот ледовый аэродром недалеко от "Большого гвоздя" - так называют Северный полюс гренландские эскимосы - приезжают сотни туристов со всех концов света. За возможность побывать в точке, где, куда ни глянь - юг, а мороз не дает расслабиться, народ платит от 11 до 18 тысяч евро. Полюс привлекает не только молодежь, но и стариков, для которых зачастую поездка сюда - исполнение заветной детской мечты.
Пересаживаемся в винтокрылый Ми-8. Час лету - и наконец внизу, в белом безмолвии, рыжая точка палатки и две маленькие фигурки в красных куртках. В руках у ребят российский флаг. Вертолет, сделав круг, ищет место для посадки. Летчикам сложно - приходится на глаз определять толщину льда. Светлый лед - старый, надежный, прошлогодний. А от темного, сквозь который проглядывает океан, надо держаться подальше. Полынья, закрытая молодым ледком, да еще припорошенная снегом - опасна.
Наконец сели. Красивые двухметровые парни, исхудавшие, с заиндевевшими бородами, переходят из объятий в объятия. Врученные им тюльпаны, проделавшие путь от столицы, не подвели, но буквально за десять минут при морозе за тридцать превращаются в цветные ледяшки. Даже брызги шампанского замерзают на лету. Над полюсом звучит гимн страны. С видимым трудом сдерживая эмоции, герои благодарят всех, кто в них не переставал верить все эти долгие месяцы похода.
Холод пробирает сквозь пуховые куртки. Мерзнет даже фотоаппарат, который приходится каждые три минуты прятать за пазуху. Надо двигаться. Сыграть в футбол стало уже традицией. Команда полярников против команды журналистов. После пары забитых голов и не выдержавших полярных условий ворот Матвей командует: "За мной, в "кругосветку", - и все, дружно взявшись за руки, ведут хоровод вокруг древка с флагом, установленным как раз в той точке, где смыкаются земные меридианы. Вспоминаем, что внизу, на четырехкилометровой глубине, с прошлого года - Флаг России и капсула с обращением к потомкам. Полюс - наш!
Наконец сложили палатку, примус, свернули флаги. Собрали мусор в пакеты - здесь это святое. Матвей и Борис последний раз устало взглянули на покоренные просторы. Три года тяжелейшей подготовки, опасная экспедиция закончились установлением рекорда. Вряд ли кто в ближайшее время отважится на подобное. Вертолет, развернувшись, покидает полюс.
Матвей Шпаро: "Летом начну писать книгу, посвященную этим трудным дням. Сомневаюсь, правда, что появятся желающие повторить наш путь. 11 апреля мы сюда вернемся, чтобы дней за десять пройти 89-ю широту с командой школьников. Будем учить ребят мужеству, стойкости. Мне-то повезло: мой отец Дмитрий Шпаро не только привлек меня к тяжелым походам, но и развил как личность".
Борис Смолин: "Путешествия раньше я воспринимал как хобби, теперь это тяжелая работа. Нынешняя экспедиция - первопроходческая. Мне это по душе. И рекорд посвящаю своим сыновьям. На подготовку ушло немало времени, в ущерб общению с детьми. Придется наверстывать".
Евгений Проломов, первый заместитель начальника управления авиации ФСБ:
- Экспедиция Шпаро и Смолина была рискованной. В состоянии полной готовности находились экипажи вертолетов. Но могли сложиться погодные условия, при которых мы не смогли бы оказать реальную помощь. Когда ребята с мыса Арктический ушли на пятьсот километров, нам было уже сложнее и долететь до них. Кроме того, помешать полетам могла и низкая облачность. Мы подготовили ночные вертолеты, оснащенные специальным оборудованием. В экстренном случае нами была предусмотрена и выброска группы парашютистов. Местоположение Матвея и Бориса отслеживали по спутниковой навигации ежедневно. Нам пришлось сбрасывать ребятам продукты питания, батарейки, топливо для обогрева палатки. Этот поход - пример выживания в тяжелейших условиях не только для подрастающего поколения, но и для работников спецслужб. Были проведены уникальные тренировки по поиску объектов в условиях полярной ночи, выбросы грузов точно по месту и времени.