03.04.2008 01:11
    Поделиться

    Доходы алтайских учителей приведут в прямую зависимость от успехов их учеников

    Цель проекта - предоставить школьникам возможность получить качественное образование независимо от места жительства.

    В декабре прошлого года проект был представлен в федеральную конкурсную комиссию, которая в итоге включила Алтайский край в список 10 регионов-победителей. На его реализацию край получит многомиллионные субсидии из федерального бюджета. Уже определены пилотные территории по внедрению проекта с 1 сентября 2008 года. Среди них Барнаул, Бийск, Славгород, Яровое и ряд сельских районов.

    Проект предполагает системные изменения по пяти основным направлениям: введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение уровня жизни учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений края и расширение общественного участия в управлении образованием.

    Новая система оплаты труда учителей предполагает ее дифференциацию в зависимости от полученных результатов. Ключевым способом оценки достижений учителя становятся успехи его учеников. Причем не только в учебе, но и в социальном развитии. Уравниловка уйдет в прошлое - передовики и новаторы будут получать значительно больше, чем "середнячки". По предварительным оценкам, прирост зарплаты у ведущих педагогов может составить несколько десятков тысяч рублей.

    На этой неделе в общественных слушаниях, посвященных путям и перспективам комплексной перестройки сферы образования, приняли участие представители федерального оператора этого проекта - сотрудники Института проблем образовательной политики "Эврика". Его делегацию возглавлял ректор - Александр Адамский.

    - В сравнении с другими регионами проект Алтайского края получился не только амбициозным и грамотным, но и оригинальным, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" Александр Адамский. - Большинство регионов, в которых значительна доля сельских школ, ставят не очень высокую планку повышения качества образования. По их расчетам, лишь небольшая часть школьников сможет учиться в условиях, отвечающих современным требованиям. Судя по заявке, руководство края держит в уме необходимость развития современной инфраструктуры - дорог, средств связи… Потому что те масштабные задачи, которые заявлены в проекте, решить одними только внутриобразовательными механизмами невозможно. А большинство заявок других регионов сконцентрированы только на внутриобразовательных ресурсах - и это ошибка. Я вспоминаю заявку соседнего с вами региона: ну как можно применять сетевые технологии при скорости 12,5 килобайта в секунду и при нестабильном трафике?! Будет замечательно, если ваш комплексный проект модернизации образования станет поводом для увеличения трансфертов региону - не только на зарплату учителям, но и на строительство дорог и развитие другой инфраструктуры.

    Еще несколько лет назад наш регион был печально знаменит своими огромными долгами перед учителями. Погашены они были, по мнению Александра Изотовича, в фантастически короткие сроки. Сейчас центр ждет от Алтая создания эффективной модели сельской школы и повышения качества образования в малокомплектных школах с помощью современных сетевых технологий. У края, по мнению столичных экспертов, появилась уникальная возможность вырваться из среды аутсайдеров и закрепиться в лидерах. Разработчики реформы считают, что ключ к ее успеху кроется в сознании людей. Нельзя будет просто и без затей увеличивать зарплату всем подряд учителям без оценки качества их работы - это приведет к обратному эффекту.

    - Идеология этой реформы: "Деньги в обмен на обязательства". Я глубоко убежден в том, что модернизацию образования нужно проводить снизу, - считает Адамский. - Реформы, даже самые умные и продуманные, когда они спускаются сверху, по разнарядке, зачастую оказываются неэффективными. В данном случае центр выделяет средства. А инициатива должна идти с мест. Если есть амбиции, опыт, талант и знания - все должно получиться! Если наши директора школ и учителя смогли придумать, как выжить в 1990-е годы, то уж сейчас - когда государство выделяет серьезные деньги - они тем более осилят поставленную задачу. Многое будет зависеть и от вовлеченности в этот процесс первых лиц региона. Здесь можно привести в качестве положительного примера Калининградскую и Новосибирскую области, Краснодарский край. Тогда и у людей будет больше веры в успех реформы.

    Комментарий

    Владимир Матис, ректор Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования:

    - Реформы 80-90-х годов прошлого века сопровождались звонкими фразами, но не подкреплялись финансами, не сопровождались организационными мерами (повышение квалификации педагогических кадров и их переподготовка, создание управленческих команд по реализации намеченных планов). Сейчас - совсем другое дело.

    У общественности может сложиться ошибочное мнение о том, что главная задача в проекте модернизации образования - это повышение заработной платы учителям. Да, действительно, она будет повышена. Хочу подчеркнуть: за два ближайших года базовая часть зарплаты повысится на 55 процентов - на это уже получены деньги из федерального бюджета. А стимулирующая часть зарплаты составит до 40 процентов от базовой. Но не это главное! Новая система оплаты труда и подушевое финансирование учебных заведений должны нас подвести к такой ситуации, когда деньги будут "ходить" за ребенком. Если вы плохо работаете и дети от вас уходят в соседнюю школу, значит, она будет жить лучше вашей! И учителя там будут больше получать.

    Еще один важный момент: будет проходить реструктуризация муниципальной образовательной сети. Многие сводят ее к теме закрытия ряда школ. Но в Барнауле закрыта всего одна школа, и в Бийске тоже. Причем располагались они в старых зданиях и перспектив никаких не имели. Реструктуризация сети предполагает прежде всего обеспечение детям современного качественного образования при оптимальном расходовании средств.

    Поделиться