Горящие по весне свалки угрожают здоровью сибиряков

В Сибири потеплело. Сугробы тают на глазах, превращаясь в ручьи. Но у жителей Бердска вместо радости – тревога. Дело в том, что с наступлением тепла городская свалка начинает гореть, отравляя людей ядовитым дымом.

Кроме того, задымление снижает видимость на федеральной автотрассе, которая находится рядом. Жители Бердска и поселка Агролес, обреченные на такое неприятное и даже опасное для здоровья соседство, регулярно пишут письма во все инстанции с требованием закрыть свалку.

- Поджигают мусор на свалке бомжи, - рассказал «РГ» независимый эколог Сергей Пащенко, - они так греются. Ведь они на свалке работают круглый год: ищут металл, стеклянные и пластиковые бутылки. Деньги – 50 рублей за мешок - им платят водители, которые приезжают за вторсырьем.

Замначальника отдела государственного контроля в сфере природопользования  департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Вера Теплых подтверждает это мнение:

- Когда мы приехали с проверкой на бердскую свалку, среди мусора вдруг стали подниматься и разбегаться в разные стороны люди. Человек тридцать, не меньше. Здесь же стояли самодельные шалаши – из картона, веток, какого-то хлама. По всей видимости, в них бомжи и жили. Через месяц, во время следующей проверки, картонных «домиков» уже не было.

Мусор на свалке периодически загорался и зимой, но с приходом весны это случается все чаще. В письме в теруправление технологического и экологического надзора федеральной службы, под которым подписались 150 бердчан,  авторы заявили, что каждый имеет право на охрану экологического и эпидемиологического благополучия, а сокрытие должностными лицами факта обстоятельств, составляющих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Жалоба не осталась лежать под сукном. В ходе проверки, проведенной Ростехнадзором, было установлено, что «хозяин» свалки – комбинат бытовых услуг - вообще не соблюдает никаких экологических и  санитарных требований. И даже не имеет разрешения федеральных органов исполнительной власти на захоронение опасных отходов. Также нет проектной документации с обоснованием выбора площадки строительства и размещения отходов, а в теплое время года - не производится их увлажнение. Кроме того, свалка не обеспечена в нужном количестве бульдозерами для  уплотнения отходов. Не выполняются требования по изоляции слоев – их необходимо пересыпать грунтом. Мониторинг состояния атмосферы, поверхностных вод и почвы тоже не проводится. Словом, нарушается все, что только можно нарушить.

Заместитель начальника управления природопользования и экологической  безопасности департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Виталий Корж заявил, что комбинат ежегодно привлекается к административной ответственности. Последний штраф составил 30 тысяч рублей, но на свалке ничего не изменилось.

Свалка отравляет не только воздух, но и грунтовые воды, которые текут в реку Бердь, а затем в Новосибирское водохранилище. Начальник центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Новосибирского гидрометеоцентра Виктор Чирков сообщил, что поверхностные воды всех водоемов Новосибирской области, в том числе и Оби, на которой стоят водозаборы Новосибирска и Бердска, «грязные, очень грязные и экстремально грязные». В воде присутствует: соединение азота, фенолы, нефтепродукты, бензопирен.

Между тем, в Европе обеззараживанию грунтовых вод со свалок уделяют большое внимание. Сергей Пащенко рассказывает:

- Я специально ездил на свалки Германии. Во-первых, там мусор не валяется под открытым небом - все закрыто тентом. Во-вторых, чтобы не происходило возгорания, в глубину мусорного слоя уходят пластмассовые трубы. По ним газ метан, который обязательно образуется в таких местах, уходит на сжигание в электротурбину. Самое дорогостоящее – это очистить грунтовую воду. Поэтому современные свалки распологают в бетонных саркофагах. На месте старых захоронений отходов работают очистные установки.

Стоимость установки для очистки грунтовых вод – 30 миллионов евро. Дорого? Да, но здоровье людей дороже. Увы, в Сибири пока замечают только одну проблему – ядовитый дым.

- Когда сойдет снег, мы проведем еще одну проверку бердской свалки. Если изменений в лучшую сторону не произойдет, будем готовить иск в суд о приостановке деятельности этой свалки на 90 суток, - пообещал Виталий Корж. - Но тогда сразу возникнет другая проблема - куда девать отходы?

...На бердском комбинате сменилось руководство. Новая администрация обещает исправить положение.

Кстати

Администрация Томска не приняла меры по тушению пожара на полигоне твердых бытовых отходов в Новомихайловке, заявил начальник департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Александр Адам. «Есть служба 005 в мэрии, есть штат ГО и ЧС города Томска. Они должны были выехать на место и принять решение», – отметил Александр Адам.
По предварительным данным площадь горения составила пять гектаров. В тот же день очаги пожара были локализованы, весь следующий день велись работы по тушению.