03.04.2008 02:13
    Поделиться

    Сможет ли Средний Урал избежать очередного подорожания хлеба?

    Дефицит зерна заставил вновь заговорить о создании регионального продовольственного фонда

    Новая кампания по заключению соглашений о замораживании до конца полугодия цен на хлеб между крупнейшими ритейлерами и хлебопеками стала причиной недовольства работников сельского хозяйства, мукомолов, пищевиков.

    В прошлом году на Среднем Урале предприятия хлебопекарной и мукомольной отрасли отгрузили продукции на 4,6 миллиарда рублей. При этом если объем производства хлеба, хлебобулочных изделий снизился на 2,1 процента и составил 197,5 тысячи тонн, то выпуск муки вырос на 8,3 процента. Впервые за последние пять лет остановилось снижение: с учетом объемов минимельниц произведена 101 тысяча тонн муки. Обольщаться, впрочем, не стоит: специалисты объясняют этот феномен мировой конъюнктурой цен. И в целом работу отрасли областные руководители оценили неудовлетворительно.

    Общая беда мукомолов, как и всех переработчиков, - это устаревшее оборудование. Судьба крупнейшего Екатеринбургского мельзавода до сих пор туманна. Одна мельница выведена из эксплуатации по причине ее нерентабельности; вторая тоже давно дышит на ладан, ее технический износ составляет сегодня 50 процентов. Согласно генеральному плану развития Екатеринбурга, предприятие должно быть вынесено за черту города. Предположительно местом дислокации его будет Арамиль, хотя, по словам начальника отдела пищевой промышленности министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Олега Самородова, рассматриваются и другие варианты. Эта неопределенность не может не беспокоить крупнейших потребителей муки.

    Большую реконструкцию своего производства проводит Нижнетагильский мелькомбинат, на что затрачено уже 22,5 миллиона рублей. Техперевооружение позволило закупать и перерабатывать зерно, выращенное местными сельхозпредприятиями, более того, селянам оказывается материальная и техническая поддержка. По этому же пути идут мелькомбинат "Баженовский", "Зернотрейд". Все эти предприятия являются исполнителями областного заказа на закупку продовольственного зерна, сумма полученных ими кредитов составила более 270 миллионов рублей.

    В последнее время ситуация на этом рынке развивается не лучшим образом для Свердловской области. Как известно, наш регион в силу специфики климата, географического положения вынужден завозить до 80 процентов продовольственного зерна. С некоторых пор давние партнеры - Башкирия, Татарстан - стали ограничивать поставки. Тенденция, мягко говоря, неприятная. Генеральный директор Екатерин­бургского мелькомбината Владимир Спицын говорит, что цены на муку растут еженедельно и доходят уже до десяти тысяч рублей за тонну. Такое положение дел заставило областных руководителей вновь вспомнить о региональном продовольственном фонде. Последний раз о нем говорили в 1997-98 годах во время хлебного кризиса.

    - Необходимо побеспокоиться о региональной продовольственной безопасности, - делится генеральный директор ГУП "Агентство по развитию рынка продовольствия" Валерий Шептий. - Продовольственный фонд позволит сделать внутренний рынок более управляемым и предсказуемым, особенно в случае кризисной ситуации. Сейчас готовится пакет необходимых документов, который должен пройти юридическую экспертизу, обсуждается проект постановления. Такие структуры уже есть в Челябинской, Тюменской областях, СанктПетербурге.

    Создание областных продовольственных фондов продиктовано и тем обстоятельством, что в августе прошлого года были увеличены пошлины на экспорт зерна, после чего за рубеж пошла мука. Алтайские мельзаводы вдвое увеличили зарубежные поставки - в Монголию, Афганистан, Иран, оставив Дальний Восток на голодном пайке. После чего сработал "принцип домино", прокатившийся по всей стране. Вряд ли возможно сегодня укрыться от мировых экономических процессов, но облегчить последствия, безусловно, можно. Ряд проблем лежит в прямой компетенции местных органов самоуправления и правительства области.

    На недавнем совещании руководителей предприятий мукомольной и хлебопекарной промышленности выступающие высказали и еще ряд предложений, направленных на исправление ситуации в отрасли. Например, директор небольшого предприятия в Полевском Александр Трутнев рассказал о том, что согласование, проектирование специального оборудования обходится в сотни тысяч рублей, а гораздо целесообразнее было бы разработать единый перечень платных услуг, оказываемых контролирующими органами. Президент крупной корпорации Андрей Аникеев пожелал министерству сельского хозяйства расширить зерновые площади. Прозвучали также предложения рассмотреть вопрос о льготной оплате подключения к электрическим сетям, пересмотре ставок земельного налога, о возмещении части затрат на кредиты для реализации инвестиционных проектов.

    Между тем

    В Челябинской области пока нет предпосылок для повышения цен на хлеб. С таким заявлением выступил министр сельского хозяйства Иван Феклин. По его словам, запасов продовольственного зерна в регионе достаточно до нового урожая, а хлебокомбинаты имеют доступ к государственному интервенционному фонду. По данным статистики, в области на первое марта имелось 238,8 тысячи тонн пшеницы, из которых 193,3 тысячи - продовольственная. Из интервенционного фонда основные комбинаты закупили в сумме 89,8 тысячи тонн зерна, средняя стоимость которого составила 5,2 тысячи рублей за тонну, что значительно ниже рыночной. Учитывая, что годовая потребность Челябинской области в зерне на производство хлеба, изделий и круп составляет 350 тысяч тонн, имеющихся запасов вполне достаточно.

    Министр отметил, что отпускные цены с декабря прошлого года менялись незначительно. Самая высокая - 23,83 рубля за килограмм белого хлеба первого сорта и ржано­пшеничного остается неизменной с августа. Как поведут себя цены в дальнейшем, не в последнюю очередь зависит от действий самих предприятий, считает министр. По его словам, в этом году крестьяне намерены вырастить зерна не меньше прошлогодних двух миллионов тонн, что в областном министерстве считают залогом обеспечения продовольственной безопасности Южного Урала.

    Поделиться