03.04.2008 03:16
    Поделиться

    В Тюмени до сих пор не разработана концепция борьбы с транспортными заторами

    В Тюмени развернулся новый виток дискуссии о путях преодоления транспортных заторов в областной столице. На расширенном городском совещании, куда были приглашены помимо местных специалистов ученые из Санкт-Петербурга, прозвучала фраза о необходимости принятия "драконовских мер".

    Деление по полосам

    Елена Ногова, заместитель гендиректора базирующегося в Северной столице специализированного института, предложила, в частности, выделить на дорогах полосы исключительно для движения общественного транспорта и вообще максимально усилить его роль. Аналогичное мнение высказал тюменец - заведующий кафедрой проектирования автомобильных дорог, кандидат технических наук Борис Елькин. Ни он, ни его коллега не оригинальны, они просто призывают обратиться к опыту других стран. Так, в Париже, где развитая сеть метрополитена, 370 выделенных полос. В родном Отечестве такая практика отсутствует.

    Возникает резонный вопрос, есть ли в Тюмени дороги, часть полотна которых можно отдать только для проезда больших и малых автобусов? Центральная магистраль, улица Республики, принимает на себя самый большой поток общественного транспорта. Она же в часы пик представляет собой сплошную многокилометровую пробку. Если из четырех имеющихся полос две предоставить автобусам и троллейбусам, тогда прочим машинам останется всего ничего. Ехать в объезд? Но параллельные Республике улицы тоже перегружены. Не так давно областные власти намеревались расширить проезжую часть ведущей магистрали Тюмени, однако экологическая общественность выступила категорически против этого проекта, и к ней, похоже, прислушались.

    При организации сквозного проезда автобусов потребуется жесточайший контроль за соблюдением новых правил. Если жестко не пресекать нарушения, на дорогах со специфическим типом движения начнется вакханалия. В региональном управлении ГИББД пока не берутся сказать, удастся ли справиться с такой задачей. При известной дисциплинированности водителей в данной ситуации автоинспекторов на всех не хватит. Единственная надежда - на камеры видеонаблюдения. Кстати, на ведущих магистралях их должны смонтировать уже в текущем году.

    - Выделенные полосы - это, по-моему, фантастика, - считает водитель автобуса Сергей Васюткин. - О чем мечтать, когда на обочинах улицы Республики стоит огромное число легковушек, из-за них проезжая часть сужена. И ведь никто не может с ними справиться.

    Действительно, ежедневно противоправную парковку на дорогах совершают тысячи автомобилей. Их владельцев время от времени штрафуют. На сто рублей, согласно административному кодексу. Что ничуть не обременительно для кошельков нарушителей.

    - Нам предлагают прибегать к эвакуаторам. Принудительный вывоз автомобиля на штрафстоянку за противоправную стоянку применяется в Москве и некоторых других городах с санкции местных властей, однако - вразрез с федеральным законодательством. Стоит ли подражать? - говорит исполняющий обязанности начальника управления ГИБДД Геннадий Лоточкин.

    Туннель века

    Еще несколько лет назад власти города и области не предполагали, что бурный прирост количества автомобилистов выльется в "столь трудноразрешимую проблему". И не делали ставку на развитие общественного транспорта, на чем сегодня настаивают как специалисты в сфере транспортных коммуникаций, так и экологи. В 2003 году один из высокопоставленных региональных чиновников заявил: "Многие пассажиры пересядут на личные авто, а мы создадим им благоприятную среду для комфортного перемещения по городу". Пересели, но теперь застревают в бесконечных пробках как автомобилисты, так и пассажиры. На реконструкцию и модернизацию дорожной сети с начала десятилетия потрачены десятки миллиардов рублей. Отдача есть, и все-таки проблема с заторами лишь обостряется. Казна и далее обещает быть щедрой. Недавно губернатор и глава администрации города заключили соглашение о направлении 2,4 миллиарда рублей, подлежащих возврату в областной бюджет в качестве отрицательного трансферта, на дополнительное финансирование строительства дорог, автостоянок, подземных переходов. Тут важно определиться с приоритетами. Что делать сегодня, что завтра?

    Один из самых затратных проектов - прокладка подземного туннеля под улицей Профсоюзной на пересечении с улицей 50 лет Октября. По словам Геннадия Лоточкина, задумано протянуть туннель до самого моста через Туру. Пока же никто не способен внятно объяснить, как на время работ организовать движение машин на этом оживленном участке в сторону заречных микрорайонов. В случае хотя бы кратковременного закрытия моста по Профсоюзной в городе может случиться транспортный коллапс. Останется один речной мост для большегрузного транспорта - по улице Челюскинцев. Еще старый генплан предусматривал пробивку тупика по улице Харьковской, тогда из ситуации можно было бы выйти с меньшими потерями. Тупик остался.

    Запрет на выезд

    По мнению Елены Ноговой, строительство новых дорог, мостов, развязок уже не спасет, во всяком случае не даст должного эффекта в условиях сложившегося градостроительного комплекса Тюмени и крайне низкой пропускной способности уличной сети. А потому следует подтолкнуть хозяев легковых авто к отказу от частых поездок по городу. Это случится, если автобусы станут курсировать по маршрутам быстро, с минимальными интервалами. Для чего, в свою очередь, в числе прочего понадобятся так называемые перехватывающие парковки. От них владельцы машин станут, по идее, добираться до работы, службы общественным транспортом. В идеале город дотирует и стоимость стоянки, и сам проезд.

    Борис Елькин, как и его тюменские коллеги, видят решение проблемы в комплексном, системном подходе к ней. Исследовательские группы ведущих тюменских вузов готовы скоординировать свои усилия. В частности, в достаточно короткие сроки представить математическую модель оптимизации дорожного движения. Наработки есть. Дополнительные затраты Елькин оценивает в 0,3 процента от всего объема финансирования программы дорожно-строительных работ. Ориентировочно - в 12 миллионов рублей. Сюда входит оплата услуг специалистов, приобретение программных продуктов, расходы на космическую съемку.

    Тюменский ученый, он, к слову, сам водитель, не исключает введение жестких ограничений в отдельных зонах города, вплоть до запрета въезда отдельным видам транспорта. Может быть, для формирования соответствующего психологического настроя даже попытаться регулярно проводить "День без личного автомобиля". Правда, для этого понадобится увеличить автобусный автопарк в полтора раза. Сегодня он не готов к большим нагрузкам. Свою работу муниципальные и частные автобусы завершают на многих маршрутах, к огорчению "безлошадных" тюменцев, к 10 часам вечера. А многие маршрутные такси прекращают движение еще раньше - к 21 часу.

    Администрация города определенно намерена обратиться за помощью к специализированным институтам, заказать очередную концепцию развития дорожного движения. Чиновники готовы ждать целых два года.

    Поделиться