Новости

04.04.2008 03:00
Рубрика: Экономика

Словацкий блиц Зубкова

Связь Сибири с Братиславой обойдется в 4,3 миллиарда евро

Словакия готова выкупить 49 процентов акций компании "Транспетрол", принадлежащих когда-то "ЮКОСу", а ныне "ЮКОС Интернешнл", с возможной последующей передачей России. Об этом заявил вчера премьер-министр Словакии Роберт Фицо после переговоров со своим российским коллегой Виктором Зубковым.

На самом деле эта старая запутанная история, судя по всему, все же близится к завершению. На этот спорный пакет акций после банкротства "ЮКОСа" претендовали и Россия, и Словакия. Но, похоже, в Братиславе на определенных условиях готовы переуступить акции. Правда, о том, кто в России может претендовать на пакет акций, правительственный источник "РГ" умолчал.

Сразу же после заседания правительства премьер-министр Виктор Зубков отправился в Братиславу отметить 63-ю годовщину освобождения Красной Армией словацкой столицы от фашистских захватчиков, а заодно и урегулировать проблему лицензионных отношений в сфере военно-технического сотрудничества. Правда, урегулировать эту проблему можно исключительно соглашением, которое в Братиславе подписываться не будет.

Пожалуй, в словацкой столице впервые за короткое премьерство Зубкова не планировалось подписывать ни одного документа.

Хотя помимо ВТС проблем у двух стран найдется немало. Обе стороны не устраивает структура взаимной торговли. В 2007 году ее объем достиг рекордного показателя - 6,5 миллиарда долларов, товарооборот за прошлый год увеличился на 20 процентов по сравнению с 2006 годом.

- Мы будем открыто заявлять об этом на переговорах, российскую сторону во взаимной торговле беспокоит структура, которая отличается не в лучшую сторону от товарооборотов со многими другими странами, так как в основном мы, к сожалению, поставляем энергоресурсы, - пояснил накануне правительственный источник "РГ".

Словацкую сторону беспокоит дисбаланс в торговле с Россией, так как в общем объеме взаимного товарооборота большая часть приходится на российский экспорт - 5,1 миллиарда долларов.

В правительственной делегации, правда, убеждали, что это не означает, что Словакия намерена поставить вопрос о сокращении закупок энергоресурсов у России. Речь идет о том, чтобы, сохраняя структуру товарооборота, совместно расширить торговлю машинотехнической и инновационной продукцией. Хотя состав правительственной делегации был немногочисленным, подкрепить его решили бизнесмены.

Одновременно с премьерскими переговорами в Братиславе встретились и предприниматели двух стран. Их совместные планы оказались более грандиозными, нежели правительственные. Как известно, в настоящее время в России действуют около 60 предприятий с участием словацкого капитала, а в Словакии - около 120 компаний с российским участием. Общий объем словацких инвестиций в нашу страну составляет порядка 150 миллионов долларов, российских инвестиций в Словакию - порядка 80 миллионов долларов.

Поэтому хорошим подспорьем совместной деятельности должен стать российско-словацкий деловой совет, который с российской стороны возглавляет президент компании "Атомстройэкспорт" Сергей Шматко.

"Словацкие компании заинтересованы в выходе на российский рынок, и мы рассчитываем на доброжелательное отношение к российским компаниям со словацкой стороны", - отметил источник.

В настоящее время рассматривается ряд крупных совместных проектов. Так, например, сейчас словацкое правительство рассматривает вопрос о реконструкции Братиславского аэропорта, интерес к которому проявляет российская компания "Базовый элемент". Кроме того, обсуждаются совместные проекты по использованию словацких дизельных двигателей и словацких комплектующих на российских машиностроительных заводах.

Что касается сотрудничества в топливно-энергетической сфере, то обсуждать какие-либо проекты в этой области не планировалось. В российском правительстве, когда речь заходит о ТЭК, предпочитают использовать уже ставшую традиционной формулировку: на уровне межправительственного обсуждения ничего обсуждаться не будет, поскольку идет конструктивная работа между хозяйствующими субъектами. Без этого не обошлось и обсуждение газового контракта, который заканчивается этом году.

- Мы рассчитываем, что и контракт по поставкам нефти, заканчивающийся в 2015 году, будет продлен, - многозначительно заметил Зубков.

В настоящее время идут переговоры на уровне хозяйствующих субъектов и по заключению новых контрактов в сфере энергетики.

Но Зубков все же заверил партнеров, что российское правительство высоко ценит роль Словакии как надежного транзитера российских энергоносителей в Европу, а Словакия знает нас как надежных поставщиков.

Поэтому Зубков предложил, а его словацкий коллега согласился в консорциуме со словацкими и чешскими фирмами участвовать в реализации проекта достройки третьего и четвертого энергоблоков словацкой АЭС "Моховце", которую планирует осуществить правительство Словакии, а также выводе из эксплуатации устаревших первого и второго и модернизации третьего и четвертого энергоблоков АЭС "Ясловске Богунице".

- У нас нет скрытых, нерешенных политических вопросов, - убеждал Фицо, пообещав, что за ужином два премьера обсудят международные вопросы.

Зубков же решил зазвать словаков в Сочи. Правда, не в качестве туристов, а в качестве партнеров. "Есть возможность участия словацких компаний в тендерах на возведение объектов. Думаем, что у словацких компаний есть хороший опыт в этих работах", - заметил правительственный источник "РГ".

Поскольку в республике есть собственные горные курорты, в России рассчитывают, что словацкие компании обладают достаточным опытом в этой сфере.

Вслед за авиаторами пошли и железнодорожники. ОАО "Российские железные дороги" продолжает рассматривать свое участие в проекте продолжения ширококолейной железной дороги от Кошице до Братиславы с выходом на Вену и созданием логистического центра на Дунае, которая должна связать Центральную Европу с Транссибирской магистралью. Эта связь обойдется железнодорожникам в 4,3 миллиарда евро.

- Если не возникнут непредвиденные обстоятельства, то строительство начнется с 2010 года, - осторожно заметил Фицо.

И если бы смог, то, наверное, не постеснялся и сплюнул бы через левое плечо. Чтобы не сглазить.

Экономика Макроэкономика Экономика Бизнес Власть Работа власти Внешняя политика В мире Европа Словакия Правительство Председатель Правительства Дело ЮКОСа
Добавьте RG.RU 
в избранные источники