Громко хлопнув дверью, глава объединенной франко-нидерландской авиакомпании "Эр Франс-КЛМ" Жан-Сирил Спинетта прервал переговоры с лидерами профсоюзов итальянского авиаперевозчика "Алиталия".
Французский высокопоставленный менеджер отказался выполнить требования профсоюзов, которыми те обговорили свое согласие на продажу авиакомпании. Профсоюзы в свою очередь отвергли план реструктуризации, предложенный "Эр Франс-КЛМ". Этот документ предполагал сокращение более двух тысяч работников "Алиталии", в том числе 500 летчиков, и свертывание работы "воздушных ворот" Северной Италии - миланского аэропорта Малпенса.
Сопротивление профсоюзов фактически сорвало продажу "Алиталии", половина акций которой принадлежит итальянскому государству в лице министерства финансов. Как ни странно, неуступчивую позицию профсоюзов поддержал бывший премьер, глава правой оппозиции Сильвио Берлускони. Он выступил против того, чтобы национальная авиакомпания перешла в "чужие", а тем более иностранные руки.
Но, как сообщил министр экономического развития Италии Пьерлуиджи Берсани, "серьезных предложений купить "Алиталию" от местных компаний не поступало и вряд ли они появятся. Единственным претендентом выступила небольшая итальянская компания "Эр Уан", годовой оборот которой во много раз меньше уже существующего долга "Алиталии". В ответ Берлускони объявил, что разорившихся авиаперевозчиков могли бы купить... его дети: дочь Марина, возглавляющая семейный холдинг "Фининвест", и сын Пьерсильвио, который является вице-президентом принадлежащего ему телевизионного конгломерата "Медиасет". А вот помочь им способны итальянские промышленники и банки, которых он попросит об этом уже будучи премьером Италии.
Однако заявление Берлускони многие в стране расценили как "предвыборный ход". Экс-премьер делает все возможное, чтобы победить на внеочередных парламентских выборах, которые назначены в Италии на 13 - 14 апреля, и в третий раз прийти к власти.
Действующее правительство Италии, которое доживает последние дни, не приняло всерьез слова Берлускони и одобрило продажу "Алиталии" франко-нидерландской авиакомпании. Такое же решение приняло после бурных дебатов и руководство самой "Алиталии". Однако сопротивление профсоюзов смешало все карты.
Сразу после спешного отлета из Рима главы "Эр Франс-КЛМ" о своей отставке объявил президент "Алиталии" Маурицио Прато. Он расценил срыв переговоров как "собственное поражение, за которое должен нести ответственность". В четверг акции "Алиталии" прекратили котироваться на бирже.
"Алиталия" в хаосе" - так прокомментировала обстановку газета "Коррьере делла сера". Казалось, у руководства "Алиталии" оставался один выход: нести в суд заявление о банкротстве. Но в ситуацию вновь вмешались профсоюзы. Их лидеры обратились с просьбой к президенту компании взять назад свое заявление об отставке. И выразили ему свою поддержку. При этом они сослались на то, что в последнее время дела авиаперевозчика пошли на лад. В принципе профсоюзы не против продажи, но считают, что следует искать других более покладистых покупателей. В их числе называют немецкую "Люфтганзу". Не забыли в Италии и наш "Аэрофлот", который в прошлом выражал заинтересованность в покупке "Алиталии" на паях с итальянскими банками. Но затем посчитал невыгодными для себя предложенные правительством Италии условия продажи. Теперь все возвращается на круги своя.