Новости

04.04.2008 02:00
Рубрика: Экономика

Монополии пошлют на конкурс

И приравняют к госпредприятиям

ФАС намерена добиться прозрачности в работе естественных монополий, снижения тарифов и повышения качества оказываемых услуг. В связи с этим она приступила к подготовке новой редакции закона "О естественных монополиях".

Перво-наперво фасовцы планируют с помощью нового закона обязать монополистов проводить открытые конкурсы по закупкам товаров и услуг, как это сейчас делают госструктуры. "Из чего складываются тарифы на свет, тепло, железнодорожные перевозки? - поясняет заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. - Монополии показывают службе по тарифам свои затраты, прибавляют к ним желаемую прибыль, необходимую для развития, исходя из этого формируются расценки на их услуги. Но при этом никто не проверяет, а насколько обоснованы их издержки?"

Опыт ФАС показывает, что после вступления в силу Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" бюджеты всех уровней за последние полтора года сэкономили 270 миллиардов рублей - это больше, чем годовые расходы на российское здравоохранение. Так что есть немалая вероятность того, что после введения конкурсов затраты монополистов существенно снизятся, а вместе с ними могут измениться и тарифы.

Кроме того, антимонопольщики предполагают дополнить методы тарифного регулирования. Сделать их более гибкими. К примеру, учитывающими конъюнктуру цен на сопряженных рынках. Проще говоря, если цена на уголь, который перевозят по железной дороге, поднялась, то и тарифы на его транспортировку можно увеличить. А коль упала, то, напротив, - снизить.

При этом любые тарифы должны быть четко увязаны с качеством услуг.

"Каждый из нас, к примеру, платит фиксированную цену за отопление, но мало кто получает взамен оптимальную температуру в квартире. Как правило, в одних домах люди мерзнут, в других зимой открывают форточки, - продолжает Анатолий Голомолзин, - в связи с этим мы планируем связать тарифные решения с показателями объемов оказываемых услуг, их надежности, качества и эффективности и проводить постоянный мониторинг этих показателей".

Иными словами, если человек покупает билет на поезд в плацкартный вагон, он должен точно знать, за что он платит, какое качество обслуживания он за эти деньги получит. И какие услуги ему в случае необходимости придется оплатить дополнительно.

"Базовый набор услуг" по определенным ценам должен быть прописан для всех естественных монополистов.

Экономика Бизнес
Добавьте RG.RU 
в избранные источники