04.04.2008 02:00
    Поделиться

    Питерскую молодежь учат терпимости к иностранцам

    проводят прокуроры Санкт-Петербурга с населением своего города

    Петербуржцы любовно называют свой город культурной столицей России. Он привлекателен и для туристов, иностранных граждан, мечтающих учиться в престижных питерских вузах. Но в интеллигентную атмосферу улиц порой грубо вторгается непривычное прежде явление - экстремизм.

    Откуда эта напасть и как с нею бороться? Своими взглядами на проблему с корреспондентом "Российской газеты" поделился прокурор Северной столицы Сергей Зайцев.

    Российская газета: Сергей Петрович, россияне любят гостей, бывало, с заезжего иностранца пылинки сдували. Почему все так переменилось, откуда берется агрессия?

    Сергей Зайцев: Отчасти в этом виноваты и сами приезжие. С ростом миграционного потока стали слишком заметны вызывающие факты в их поведении. Только за нарушение режима пребывания в прошлом году пришлось привлекать к ответственности более 18 тысяч иностранцев. Что еще хуже - они совершили больше тысячи преступлений.

    Естественно, не всем нравится такая картина, возникают конфликты. На нежелание носителей иной культуры считаться с нашими традициями бурно реагирует молодежь.

    РГ: И все же мы живем в правовом государстве, где есть законы, прокуроры, милиция. Кто-то должен противостоять экстремистским выходкам отвязанных молодчиков.

    Зайцев: Мы кардинально изменили отношение к экстремизму, когда провели проверку и убедились, что в городе не было единой системы противодействия этому злу. Обсудили проблему со всеми правоохранителями и создали межведомственную рабочую группу. В нее вошли силовики, представители правительства города, Россвязьохранкультуры и Росрегистрации, других федеральных и городских структур. Выработали единый алгоритм противодействия экстремизму.

    И вот уже три года количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, у нас стабильно снижается.

    РГ: Планы - это хорошо. А с чего начинали в реальной жизни, на практике?

    Зайцев: Взялись решать проблему комплексно. На первый план вышла работа с самими иностранцами. Прокуроры стали постоянно встречаться с приезжими студентами, представителями консульств и национальных диаспор. Проводили брифинги, пресс-конференции, "круглые столы" совместно с общественностью, студенческими организациями.

    Милиция стала постоянно патрулировать те места в городе, где компактно живут, учатся или работают иностранцы. Там, где чаще всего случались нападения, поставили камеры видеонаблюдения и кнопки экстренной связи "гражданин-милиция". Миграционная служба начала строже проверять, все ли иностранцы на законных основаниях в городе.

    РГ: Все они свободно живут и ездят по всему городу. А именно на законопослушных приезжих чаще всего и совершаются нападения.

    Зайцев: Поэтому основная тяжесть принятой программы перенесена на работу, если можно так выразиться, с потенциальными экстремистами. По сути, это профилактика правонарушений экстремистской направленности.

    Немало сил и времени ушло, чтобы установить и взять под контроль те места, где собирается наиболее непредсказуемая часть молодежи - несовершеннолетние, считающие, что совершить дерзкий поступок есть некое геройство. На словах они причисляют себя к "неформалам", а на деле промышляют банальными драками, нападая толпой на одинокого прохожего с другим оттенком кожи. Наиболее горячих голов из этой среды, вынашивающих экстремистские акции, занесли в специальную базу данных. С ними проводится комплекс оперативно-разыскных и профилактических мероприятий.

    РГ: Большинство подростков где-нибудь да учатся. Педагоги включены в вашу программу?

    Зайцев: В прошлом году по нашей инициативе было проведено анонимное анкетирование школьников. Мы хотели выявить те учебные заведения, где прижились экстремистские настроения. Результаты направили в правоохранительные органы для учета в их работе. А с теми, кто не скрывал своего негативного отношения к приезжим, и их родителями прокуроры районов лично провели беседы. Они же вместе с главами администраций, представителями милиции и учреждений по делам молодежи провели в школах встречи и уроки толерантности. При образовательных учреждениях и комиссиях по делам несовершеннолетних создаются советы отцов, работающие на общественных началах. Под прокурорским контролем досуг несовершеннолетних: подростково-молодежные клубы, спортивные школы, школьные кружки, спортплощадки. Главная цель - отвлечь молодежь с улиц, формировать у подростков устойчивую позитивную жизненную ориентацию.

    РГ: Очень часто за подростками стоят взрослые, которые и толкают их на безрассудные поступки. Не секрет, что создалась целая индустрия, где дельцы просто наживают деньги, эксплуатируя псевдонациональные идеи.

    Зайцев: Эта область тоже в поле зрения. Взяты на учет те типографии, книжные магазины, лавки, стихийно возникающие торговые точки, где может осуществляться изготовление, тиражирование и последующее распространение печатной продукции экстремистского характера. На постоянной основе осуществляется круглосуточный мониторинг Интернета, который пестрит материалами подобного толка. По результатам наших проверок в адрес 10 провайдеров, предоставляющих интернет-пространство для размещения информационных материалов экстремистского характера, были вынесены предписания об их закрытии.

    Комитет по печати и взаимодействию со СМИ ведет ежеквартальный мониторинг печатных материалов на темы межнациональных и межконфессиональных отношений. Управлением Россвязьохранкультуры по результатам проверок изданий "Всерусскиi соборъ", "Ветеранская правда" и "Новый Петербургъ" были вынесены 3 предупреждения, а теперь уже суд решает судьбу "Нового Петербурга". За экстремизм привлечены к уголовной ответственности главные редакторы газет "Наш народный наблюдатель" Беляев и "Русь православная" Душенов.

    РГ: Преступность наглеет тогда, когда видит полную безнаказанность. Удается ли доводить такие дела до полного завершения?

    Зайцев: Мы уделяем самое пристальное внимание раскрытию преступлений экстремистской направленности. И считаем, что принцип неотвратимости наказания должен здесь осуществляться особенно строго. Два года назад была пресечена деятельность экстремистских сообществ "Шульц-88" и "Мэд Крауд". Сейчас завершается предварительное расследование по уголовному делу Воеводина и Боровикова. Они создали банду, совершившую 30 тяжких и особо тяжких преступлений. В их числе убийство гражданина Северной Кореи Ким Хин Ика и сенегальца Самбы, приезжего из Нигерии Омордиона. В совершении 4 убийств и нападений на иностранных граждан изобличены участники преступной группы, действовавшей на территории Приморского района. Следствие установило, что экстремистская накачка и физическая подготовка осуществлялась в незарегистрированном спортивном клубе. Всего в прошлом году было направлено в суд 5 уголовных дел в отношении 11 лиц. Некоторые из них уже получили большие сроки.

    РГ: Городские власти помогают бороться с экстремизмом?

    Зайцев: Да, мы работаем в тесном контакте с органами власти, ощущаем их поддержку. По предложению прокуратуры руководством города был принят ряд программ, таких как "Толерантность", ориентированная прежде всего на подрастающее поколение, "Об основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы", "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи на период с 2006 по 2008 годы" и другие.

    Прокурорскими проверками охвачена вся вертикаль власти. На начальном этапе были представления в адрес отдельных руководителей, обращения к губернатору. Пришлось даже переломить активное нежелание органов местного самоуправления заниматься профилактикой экстремизма. Сейчас все муниципальные образования проводят конкретные мероприятия в этой сфере. В Красногвардейском районе, например, приняли специальную программу воспитания толерантности у населения. Основной задачей назвали приобщение жителей к возрождению народных традиций. Сегодня можно сказать, что работа с правительством и региональными органами федеральной исполнительной власти отошла от чрезвычайных мер и строится на плановой основе.

    О результатах красноречиво свидетельствует такой факт. Ни на одном из публичных мероприятий в прошлом и нынешнем году не было акций экстремистского толка.

    Поделиться