Новости

05.04.2008 06:29
Рубрика: Власть

Альянс вернулся к границам

Москва может включиться в строительство общеевропейской системы безопасности
Текст: Александр Рар (Эксперт Германского совета по внешней политике)

Саммит НАТО в Бухаресте закончился. Но его решения будут еще долго будоражить умы политиков и политологов.

В ближайшие годы Североатлантический альянс не будет расширяться на постсоветское пространство. Президент США Джордж Буш не получил в этом вопросе поддержки своих главных союзников - Германии и Франции.

Главе Белого дома также пришлось смягчить свои амбициозные планы по строительству системы противоракетной обороны в Восточной Европе. Главные союзники США и Россия заставили его интегрировать будущую ПРО в общую концепцию НАТО. Другими словами, выиграли те, кто выступал за самое широкое сотрудничество в этом военном проекте.

Важно то, что теперь и Россия сможет при желании равноправно в нем участвовать.

Буш также не добился от большинства союзников дополнительных военных контингентов для окончания войны в Афганистане. Вместо этого НАТО приняло новый план действия и предложило отдать всю ответственность за стабилизацию ситуации в стране афганским властям.

Пока что в НАТО нет консенсуса по вопросу стабилизации Балкан. Греция наложила вето на вступление Македонии в альянс. Только половина Западных Балкан вступила в НАТО. Большой вопрос, как сложатся в будущем отношения с изолированной Сербией. Таковы итоги саммита в Бухаресте.

Какие выводы Россия может сделать из этой встречи? Во-первых, Германия и Франция не видят возможности построения общей европейской архитектуры безопасности без участия России. То есть старая Европа верит в стратегическое партнерство с Москвой. Эту идею теперь на практике предстоит реализовать в таких проектах, как европейское ПРО.

Во-вторых, НАТО не загнивает, хотя некие расхождения и расколы в альянсе наблюдаются. Москве не стоит поощрять эти противоречия. Так же как не стоит на все инициативы блока говорить "нет".

НАТО действительно изменилось, оно больше не враждует с Россией. Оно ставит перед собой цель консолидировать демократическую систему Запада и оборонять ее от опасных вызовов извне. Москве стоило бы предложить Западу свое видение общеевропейской безопасности, где Россия наряду с другими странами Европы играла бы главенствующую роль. Такой диалог можно было бы начать с будущей администрацией США.

В-третьих, одной из главных задач внешней политики России и нового президента Дмитрия Медведева должно стать выстраивание доверительных отношений со всеми странами постсоветского пространства. Надо мягко приостановить побег бывших советских республик в НАТО. Соседи России не должны бояться политики Москвы.

Важно понимать, что шанс на новое сотрудничество России и Запада после Бухареста существует. Сильная Россия очень нужна Европе, и диалог будет продолжен.

Вступление Украины в НАТО не произойдет в ближайшие 10-15 лет. Но если это случится, то на европейском континенте возникнет очень серьезное похолодание между Западом и Россией. Я не думаю, что Москва промолчит в случае, если Запад решит войти с военным блоком в сердцевину постсоветского пространства. Очень трудно себе представить восточную часть Украины, веками культурно и цивилизационно связанную с Россией, в военном блоке, конфликтующем с Москвой. Единственный выход для Украины, если она хочет присоединиться к НАТО, это рассмотреть возможность совместного с Россией вступления в альянс.

Грузия в отличие от Украины будет пользоваться большой поддержкой Соединенных Штатов в вопросе своего вступления в Североатлантический альянс. Так что у России в будущем скорее всего останутся сложные отношения с Тбилиси. Но в то же самое время трудно себе представить, что долгоиграющие и болезненные конфликты на грузинской территории решатся быстро. Непризнанные республики Абхазия и Южная Осетия не позволят Грузии вступить в НАТО.

Бухарестский саммит взбудоражил эмоции на Украине, Грузии и в России. Элиты этих стран почувствовали, что на этой встрече решалась их судьба. В Германии, например, об этом саммите говорили только в экспертных кругах. При этом отмечалось, что Россия больше не является таким мощным фактором в мировой безопасности, каким она себя считает.

На Западе по-прежнему бытует неправильное представление о том, что Россия проиграла "холодную войну", что российская экономика держится только на высоких ценах на нефть и газ. Поэтому США и ряд европейских государств считают, что могут реализовывать свои политические интересы без учета позиции Москвы. Так произошло во время двух волн расширения НАТО и признания независимости Косово. Сейчас считается, что Россия ничего не сможет сделать против планов по строительству ПРО. Эта точка зрения сильна в американских кругах и в некоторых европейских государствах. Но такие партнеры России, как Германия и Франция, достаточно хорошо понимают российскую историю и менталитет. И потому не дадут этим планам реализоваться. Париж и Берлин стремятся выстроить общеевропейскую и глобальную архитектуру безопасности не против России, а вместе с Россией. И будут активно работать в этом направлении.

Подготовила Надежда Сорокина

Власть Работа власти Внешняя политика Международные организации НАТО Россия и НАТО Система ПРО