Перевод российской экономики с инерционного на инновационный путь развития призван возвратить нашу страну в число мировых технологических лидеров.
Четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах экономики, увеличение доли среднего класса до 60-70 процентов населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение продолжительности жизни населения до 75 лет - все это вполне реальные задачи, которые предстоит решить нынешнему поколению в процессе реализации стратегической концепции развития страны до 2020 года. Основные положения этой концепции, получившей название программы Путина, Владимир Владимирович изложил на расширенном заседании Госсовета в феврале минувшего года.
Глава государства особо отметил, что решение этих задач напрямую связано с поиском и применением эффективных механизмов развития ее территорий. "Важную роль здесь играет работа по формированию новых центров социально-экономического развития: в Поволжье, на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке", - сказал он.
Фактически Владимир Путин сформулировал принципиально новую методологию деятельности органов власти всех уровней. Одна из важнейших задач - выйти в планировании социально-экономического развития государства за пределы краткосрочных и среднесрочных горизонтов, определив цели и направления на долгосрочную перспективу. Работа над проектом такой концепции долгосрочного развития началась, она ведется на федеральном уровне и в тесном взаимодействии с регионами. Координаторами выступают министерство регионального развития и министерство экономического развития и торговли, а в федеральных округах эта миссия легла на полномочных представителей президента.
В основу единой концепции будут положены региональные стратегии развития, отраслевые стратегии, крупные межрегиональные проекты и программы территориального планирования в муниципальных образованиях. Такой подход представляется наиболее эффективным. Он дает реальную возможность формировать взаимоувязанные планы действий различных уровней публичной власти не только регионального и межрегионального развития.
Уральский федеральный округ активно включился в эту работу. Причем ее не пришлось начинать с чистого листа.
В каждом из уральских субъектов РФ уже разрабатывались подобные документы. Называются они по-разному, но суть их одна и та же. Это Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, Концепция социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и другие.
Большой опыт был приобретен при работе над созданием генеральной схемы развития сетей электросвязи Уральского федерального округа, региональных сегментов транспортной стратегии РФ на период до 2020 года, стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г., энергетической стратегии России на период до 2020 года, генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, стратегии развития металлургической промышленности РФ на период до 2015 года и других документов стратегического развития ведущих отраслей экономики.
Очень важные сами по себе, они не являлись составной частью единой федеральной стратегии, поскольку таковой не было. Не было стыковок стратегий субъектов Федерации и на межрегиональном уровне. Проанализировав эти документы в контексте стратегических направлений, сформулированных президентом на заседании Госсовета 8 февраля нынешнего года и избранным президентом Дмитрием Медведевым на Красноярском экономическом форуме 15 февраля этого года, мы перешли к следующему этапу - адаптации региональных стратегий к решению масштабных задач по улучшению качества жизни людей, повышению эффективности экономики и социальной сферы, опираясь на развитие институтов и инфраструктуры, активизацию инновационной и инвестиционной деятельности. Совместно с органами исполнительной власти субъектов создается единая стратегия социально-экономического развития всего федерального округа. Она объединит все региональные стратегии и крупные межрегиональные проекты, чтобы документ стал комплексным и системным.
С другой стороны, в основе построения региональных стратегий будут находиться документы территориального развития муниципальных образований. В итоге планируется выйти на систему последовательных и согласованных между собой документов развития: муниципалитет - субъект Федерации - федеральный округ - РФ.
Эта методология, по общей оценке субъектов Федерации, абсолютно соответствует целям и задачам, которые сегодня стоят перед нами. Управленческие институты всех уровней понимают свою ответственность, понимают и то, что работают над составной частью Концепции развития России. По сути - это уникальная возможность полноценной реализации всего потенциала субъектов Федерации.
Для Уральского федерального округа в качестве основы межрегиональной интеграции в рамках разработки окружной стратегии определен проект "Урал Промышленный - Урал Полярный". Он предполагает создание индустриально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Уральской горнорудной провинции и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры. В реализации данного проекта задействованы Инвестиционный фонд РФ, все регионы федерального округа, ряд крупнейших промышленных компаний. Отработаны принципиально новые механизмы управления проектами комплексного развития, организации экономического и социального пространства территорий, включая такие перспективные направления, как создание горнопромышленных районов.
Эксперты отмечают, что цели проекта - высвобождение ресурсов для коренной модернизации металлургической и машиностроительной отраслей, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры, ускорение развития региональных экономик за счет их масштабной диверсификации на инновационной основе - полностью соответствуют приоритетам, названным президентом 8 февраля 2008 года. Он особо подчеркнул значение работы, направленной на "создание сети инновационных территориально-производственных комплексов, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры".
За короткий срок с момента концептуального оформления "Урал Промышленный - Урал Полярный" стал экономической реальностью и, по мнению всех участников процесса, уже способен сыграть роль объединяющего инструмента в стратегии развития федерального округа. Изучая эти темы с федеральными министерствами и ведомствами, мы убедились в едином подходе к решению задач и согласовали наши последующие шаги по созданию региональной составляющей стратегии развития России.
К настоящему времени уже подготовлены предложения по формированию регионального раздела Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, определены зоны опережающего развития в Уральском федеральном округе. Это позволит наиболее системно прогнозировать основные направления социально-экономического развития территорий и исходя из этого планировать рациональное размещение государственной и муниципальной инфраструктуры.
В первую очередь выделено пять крупных зон опережающего развития, увязанных с общей стратегией развития федерального округа, наиболее значимыми инвестиционными проектами и сценариями общего социально-экономического развития страны. Эти зоны разделены на сформировавшиеся и перспективные.
К сформировавшимся относятся "Западно-Сибирская" и "Южно-Уральская промышленная зона опережающего развития". Основными направлениями отраслевой специализации "Западно-Сибирской" зоны, в состав которой входят Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский АО - Югра, являются нефтедобыча и транспортировка. Основными направлениями отраслевой специализации "Южно-Уральской промышленной зоны опережающего развития", куда вошли Свердловская, Челябинская, Курганская области и юг Тюменской области, являются металлургия, машиностроение и нефтехимия.
К перспективным региональным зонам опережающего развития отнесены "Полуостров Ямал", "Ямало-Ненецкий автономный округ" со специализацией газодобыча и транспортировка, "Восточный склон Урала" - проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", это Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский АО - Югра и Свердловская область со специализацией горнодобывающая промышленность, а также зона "Южно-Уральская сельскохозяйственная" - юг Тюменской области и Курганская область со специализацией развитие агропромышленного комплекса и производство пищевых продуктов.
Все выделяемые локальные зоны субъектов Федерации, входящие в пятерку крупных зон федерального округа, носят межрегиональный характер. Логика развития этих зон диктует определенные приоритеты по развитию инфраструктуры федерального значения не только на территории федерального округа, но и за его пределами. При этом проект "Урал Промышленный - Урал Полярный" формирует одну из зон и обеспечивает эффективную взаимосвязь между всеми перечисленными макрозонами.
В настоящее время идет работа по обоснованию выбора в каждой зоне ускоренного развития "точек роста" с указанием конкретных предприятий, призванных стать катализаторами процесса ускоренного развития территорий.
Отмечу еще один важный момент. Отличительной чертой работы над стратегиями развития всех уровней является их постоянное сопровождение со стороны академической и отраслевой науки. Помимо постоянных консультаций с профильными научными организациями осуществляется активное сотрудничество с Государственным научно-исследовательским учреждением "Совет по изучению производительных сил" минэкономразвития и РАН, Уральским отделением Академии наук. Они сопровождают работы над стратегиями развития каждого субъекта Федерации, что обеспечивает согласованность стратегий и высокий научный уровень их подготовки. Кроме того, проведена экспертиза предложений по зонам опережающего развития, представленных субъектами Федерации округа.
Сейчас завершается ответственный, но лишь один из первых этапов в работе над Концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны. Сжатые сроки и значимость поставленных задач диктуют и темпы работ. Уже в конце апреля на совете при полномочном представителе президента, в состав которого входят губернаторы всех субъектов Федерации, будет рассмотрен базовый вариант стратегии развития федерального округа.