Необычный мастер-класс дал руководителям российских регионов главный архитектор столицы Александр Кузьмин. Он поделился опытом высотного строительства, накопленным Москвой за последнее десятилетие. А чтобы не быть голословным, пригласил гостей в Московский международный деловой центр "Москва-Сити", территория которого сплошь застраивается небоскребами.
Рогатый небоскреб
Местом для проведения мастер-класса стала башня "Федерация". Впрочем, она только называется так - башня, а на деле состоит из двух башен, соединенных друг с другом - в 63 и 93 этажа. Пока готова только одна - "Запад", или "маленькая", как ласково называет ее председатель совета директоров "Миракс Групп" Сергей Полонский, любимым детищем которого и является этот проект. По замыслу авторов - русского архитектора Сергея Чобана, успешно работающего на Западе, и гамбуржца Петера Швагера - "Федерация" будет самым высоким офисным зданием в Европе. Она на целых 247 метров выше немецкого Коммерц банка, которому сейчас принадлежит этот титул. "Дети дефолта строят, - с мягкой иронией заметил Кузьмин. - Иностранные компании бросили в 1998 году, а они купили участки по дешевке. И вот какое чудо сотворили..."
"С чего в Москве началось высотное строительство? - позже спросит он. И сам же себе ответит: С храмов и колоколен". Потом, в конце 40-х - начале 50-х годов, пришло время сталинских высоток, построенных на узловых участках города. Но следом пришла новая эпоха индустриального домостроения, главный идеолог которой Никита Хрущев лишил авторов "сталинок" государственных премий как раз за то, что они высунулись за рамки. Москва вновь взялась за сооружение высоток.
Зачем, спрашивается? Только ли ради "прикола" новых русских, одержимых желанием создать то, чего еще нет ни у кого в мире? "Прошу прощения за плохой доклад, если из него можно было сделать такой вывод, - извинился Александр Кузьмин, услышав такой вопрос. И пояснил: - После того как Москва поднялась в среднем до 17-22 этажей, у города появилась необходимость в архитектурных акцентах". Но для того чтобы эту потребность реализовать, нужно, чтобы совпали три условия: появились люди, готовые жить и работать в небоскребах, инвесторы, согласные платить за реализацию этих проектов, и архитекторы, способные их создать. У Москвы сейчас все это есть. То же обстоятельство, что лишь 7 процентов москвичей хотят жить в небоскребах, по мнению главного архитектора, не повод, чтобы не считаться с ними: "Прошли времена, когда все было ориентировано лишь на большинство".
Более того, он откровенно гордится тем, что еще в 1998 году столичные власти угадали, что настанет момент, когда жилые высотки снова будут востребованы, и впервые заложили в новом генплане развития Москвы специальный раздел, посвященный высотному строительству.
...Самая первая высотка, возведенная в наши дни, - "Триумф-палас" в Чапаевском переулке, выросла все в том же стиле "сталинок". Ее авторы сознательно взялись воплотить первоначальную мечту своих предшественников именно о девяти высотках той поры, которая не сбылась, так как самое высокое из задумывавшихся зданий - Дворец Советов с фигурой Ленина на крыше - так и не было построено. Все последующие проекты 60 высоток, которые запланировано построить в Москве по проекту "Новое кольцо Москвы", бесспорно, уже образцы совершенно новой архитектуры.
Впрочем, пока москвичи могут судить об их облике по двум построенным: по недавно введенному административному комплексу на Семеновской площади и жилому комплексу "Эдельвейс", расположенному на улице Давыдковской. "Забавным получился, - комментируя его силуэт в процессе показа заметил Александр Кузьмин. - Немножко рогатым, так как по требованию пожарных башенки на крыше пришлось раздвинуть, чтобы было где приземлиться вертолету".
Путешествие на лифте сверху вниз
"А что будет с "Федерацией", если в нее врежется самолет - как, например, в нью-йоркские "Близнецы"?" - этот вопрос практически не сходит с сайта "Миракс Групп". Ответ на него состоит из одного слова: ничего. Такую краткость Полонский объяснил тем, что нью-йоркские небоскребы во время трагедии сложились как карточный домик потому, что их основой был металлический каркас, легко расплавившийся в огне возникшего пожара. Огнестойкость же "Федерации" вдвое выше, чем сейчас принято нормами во всем мире и составляет вместо двух четыре часа.
Разговор о безопасности высоток продолжился по пути наверх башни, куда Кузьмин и Полонский пригласили гостей, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать новостройку, а с другой - взглянуть на Москву с высоты 63-го этажа. "Много ведется разговоров о ненадежности грунтов, на которых стоит Москва, обилии карстовых пустот под ней. Не боитесь, что, строя небоскребы, где-то что-то однажды не выдержит?" - напрямую спросили гости у Александра Кузьмина. "Как показывает опыт Японии и Сингапура с их высокой сейсмичностью, строить можно везде. Но инвестор должен быть готов к тому, что это обойдется ему дороже, ибо вопрос безопасности - прежде всего вопрос цены".
...Подниматься предстояло с четвертого этажа. "У нас самые современные лифты, - с гордостью сообщил Сергей Полонский. - Ожидание кабины составляет не более 26 секунд, весь подъем - не более 120 секунд..." Пока ждали лифт, он успел рассказать о самом высоком бассейне в Европе, который расположен у них на 62-м этаже и является одновременно достаточно емким резервуаром для хранения воды на случай пожара. О том, чем вообще отличается строительство небоскребов от сооружения обычных зданий, и многом другом. Гости давно уже улыбались, так как обещанные 26 секунд давно миновали. "Вызовите мне Андреева, - поняв комичность ситуации, потребовал Полонский. И уже молодому человеку, появившемуся на зов: - Я же просил обеспечить доставку людей на 63-й этаж, в чем дело?" - "Два лифта работают из четырех. Но один ходит на 35-й этаж, а второй - на 59". - "Почему?" - "Так программа настроена..."
Разделились на две группы. Одна поехала на 35-й, другая, куда попали и мы с фотокорреспондентом "РГ", на 59-й. Но лифт почему-то пошел вдруг вниз, на минус 3-й, в паркинг, потом - снова вверх и, дойдя до 35-го, снова вниз... Наконец добрались до 59-го и далее пешком - до 63-го. Вид на Москву оказался и впрямь потрясающим - голубая Москва-река прямо у подножия башни и на удивление - зеленый город, при том что листья деревьев еще и не думали распускаться.
К тому же грела мысль: лифтов в "Федерации" установят 41, а для экскурсантов, которые будут подниматься на специальную смотровую площадку по стеклянной игле, соединяющей две башни, лифты планируются поставить не просто скоростные: 18 метров в секунду, но еще и панорамные, которые будут курсировать с интервалом каждые 6-7 минут.
Диалог под суши
- Лично для меня эта встреча с главным архитектором Москвы и визит сюда, на "Федерацию", оказались очень своевременными, - поделился с корреспондентом "РГ" другой участник, глава города Перми Игорь Шубин. -У нас пока строятся дома не выше 30 этажей. К сожалению, наш город пока переживает период, пройденный Москвой году в 2000-м. Противники высоток, например, говорят, Пермь - город купеческий, в котором им не место.
А вот вице-мэра по строительству города Южно-Сахалинска Геннадия Юрина, столичные красоты, похоже, не прельстили:
- А по мне так ничего лучше малоэтажной застройки, сторонником которой выступает избранный президент Дмитрий Медведев, и быть не может. По крайней мере для нас, островитян, - сказал он. И пояснил: - И строить дешевле, чем небоскребы, - мы на них еще и денег не заработали, и главное, не закроем нашу главную красоту - вид на сопки.