Тарифы в энергетике в 2009 году могут вырасти на 20-23 процента против ранее прогнозируемых 16-17 процентов: таков свежий прогноз Федеральной службы по тарифам (ФСТ), озвученный 31 марта ее руководителем Сергеем Новиковым. По мнению специалистов ФСТ и Минпромэнерго России, темпы роста тарифов в электроэнергетике будут зависеть прежде всего от цен на электро- и теплоэнергию на свободном рынке. Участники же этого рынка связывают рост тех тарифов в первую очередь с продолжающимся ростом цен на энергосырье и на энергетическое оборудование. Особенно быстро в последние месяцы дорожают не только нефтепродукты и уголь: строительные и ремонтные услуги тоже быстро растут в цене. А последнее может "законсервировать" программу реконструкции действующих и создания новых энергомощностей.
Что касается прибыли добывающих и генерирующих компаний, многие эксперты полагают, что она в современных условиях может увеличиваться за счет экспорта по заниженным ценам или за счет стагнации или даже сокращения в первую очередь зарплатных расходов в энергетике. Ибо по мере повышения цен на энергосырье и готовые энергопродукты сокращается платежеспособный спрос внутрироссийских потребителей: как следствие, невостребованная внутри РФ энергетическая продукция вывозится в основном по демпинговым ценам. А если такой возможности нет - например, из-за высоких транспортных затрат ввиду значительной удаленности энергообъектов от границы, - тогда приходится обеспечивать должную прибыль за счет зарплаты рабочих и служащих (включая сокращение их численности и самого производства).
По имеющимся данным, на Урале, в угольной отрасли которого развивается забастовочное движение, в росте прибыли местного угольно-энергетического бизнеса за последние 5 лет доля экономии на зарплатах и других соцвыплатах шахтерам превысила 40 процентов, а доля экономии на мероприятиях по охране труда и окружающей среды - почти достигла 30 процентов. Схожие методы обеспечения растущей прибыли начинают проявляться в других энергетических отраслях страны. "Забастовка уральских шахтеров - это доказательство неблагополучности угольной индустрии", - заявил 28 марта журналистам зампред Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. По его мнению, "крайне высокая ставка НДС, нереализованная программа субсидирования процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение, а также несправедливые тарифы на уголь, установленные так, чтобы за счет угольщиков прибыль могли получать энергетики. Эти факторы... противоречат поручениям президента РФ принять меры по налоговому стимулированию угольной отрасли. Одно из главных требований горняков - строительство новых шахт и предприятий - созвучно подготовленному законопроекту о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Пора выработать комплексную программу по подъему угольной индустрии".
Тем временем согласно утвержденному правительством РФ графику либерализации энергетического рынка осуществляется поэтапное повышение доли продаж по свободным ценам. Если в первом полугодии 2008 года, например, 85 процентов объемов электроэнергии реализуется по регулируемым, хотя и тоже растущим ценам (но растущими медленнее, чем при свободных продажах), то во втором эта доля уменьшится на 10 процентов. А к 2011 году запланирован окончательный переход на "электро/теплосбыт" по свободным ценам.
Что касается внутрироссийских цен на газ, то, по словам руководителя ФСТ Сергея Новикова, рост этих цен после 2010 года будет умеренным, а в 2011 году должен быть достигнут уровень цен, обеспечивающий равную доходность газовой отрасли в России и станах - членах ОЭСР. По оценкам ФСТ и Мин промэнерго России, в 2008 году цены на газ могут увеличиться на 25 процентов, а начиная с 2009 года они будут расти на 13 процентов один раз за полгода.
Подчеркнем в этой связи, что, как сообщали "РГ" и "РБГ", упомянутые "ценовые" меры обусловлены давними требованиями к России со стороны ВТО, ЕС и США. По мнению российского аналитика энергетического рынка, доктора экономических наук Игоря Дривятина, "расчет в таких требованиях, похоже, на то, что в России будет расти объем невостребованных энергопродуктов из-за их дорожания, которые будут экспортироваться наверняка по заниженным ценам. А это понизит мировые цены на энергетические товары".