08.04.2008 02:00
    Поделиться

    Раскручивание инфляционной спирали принимает практически неконтролируемый характер

    Раскручивание инфляционной спирали в России принимает практически неконтролируемый характер. Прирост потребительских цен в марте оказался таким же, как и в феврале - 1,2 процента. Существенно выше сезонной нормы оценивает этот уровень Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Соответственно за первый квартал 2008 года инфляция выросла на 4,8 процента по сравнению с 3,4 процента годом ранее. На годовом уровне это больше 20 процентов прироста только потребительских цен, в то время как уровень общего индекса-дефлятора ВВП минимум в 1,5-1,7 раза выше.

    Напомним, что квартальный прогноз минэкономразвития, сделанный в конце января, предполагал рост цен на 4,3 процента. Тогда же ведомство Эльвиры Набиуллиной ожидало сокращения темпов инфляции во втором квартале до 2,4 процента по сравнению с 2,2 процента в апреле-июне 2007 года и выражало надежду на серьезное замедление цен во втором полугодии - до 0,3 процента в третьем квартале по сравнению с 1,8 процента за аналогичный период 2007 года и 1,3 процента в четвертом против 4,0 процента в октябре-декабре прошлого года.

    Несбывшийся оптимизм

    Оптимистичны были и независимые расчеты. Еще две недели назад "технический" прогноз среднемесячного прироста цен Института экономики переходного периода (ИЭПП) на ближайшие полгода был всего 0,6 процента. Но ситуация быстро и радикально изменилась, и планка держится вдвое выше. О планах повышения тарифов заявили все естественные монополии, закончилось "добровольно-принудительное" ограничение цен в топливной отрасли, впереди отказ от аналогичной меры по продовольствию, согласованной в свое время с "сетевыми" продавцами сельхозпродукции. В ряде регионов уже отмечен скачок цен на хлеб, вызванный удорожанием зерна на мировых рынках. ЦМАКП прогнозирует, что после окончания периода "замораживания" цен, в середине года ускорение динамики цен из-за удорожания комбикормов может распространиться на рынки молочных продуктов.

    Продолжается также массированная накачка инвестиционного и потребительского спроса из бюджетов всех уровней, где отмечен феноменальный рост доходов по налогу на прибыль. С монетарной стороны Банку России никак не удается снизить темпы прироста денежного предложения, которые остаются на годовом уровне 47-47,5 процента. Парадокс: при общем избытке денег в экономике большинству малых и средних банков не хватает ликвидности и они вынуждены поднимать кредитные и депозитные ставки. Ситуация ухудшается тем, что если рост потребительских цен наблюдается практически по всему фронту, то увеличение доходов концентрируется в верхних и средних слоях населения, практически лишенных надежных сберегательных инструментов. Банковский процент не покрывает уровень инфляции, а на нестабильном рынке ценных бумаг сейчас могут зарабатывать только профессиональные игроки. Свою роль играет и "долларовая инфляция".

    По сути дела, на данный конкретный момент инфляцию в России ничего не сдерживает. Даже официально минэкономразвития отмечает, что, несмотря на все принимаемые правительством меры, цены на продовольствие продолжают расти прошлогодними темпами. В качестве причин называется рост издержек сельхозпроизводителей и замещение дешевого импорта из СНГ более дорогой продукцией из стран дальнего зарубежья после кампании очистки российских рынков от нелегальных мигрантов. Самокритика - дело, конечно, хорошее, только одной самокритикой цены не остановишь.

    Промышленный счет

    Другой источник беспокойства - состояние российской промышленности. Хотя Росстат и пересмотрел недавно в позитивную сторону темпы ее роста, данные официальной статистики и конъюнктурных опросов остаются крайне противоречивыми. С одной стороны, первые данные конъюнктурного опроса ИЭПП о состоянии российской промышленности в марте неоптимистичны. Сохранение хотя и невысоких, но все-таки неадекватных темпов роста выпуска в условиях замедления роста спроса заполняет склады готовой продукции и может привести в ближайшие месяцы к снижению интенсивности роста выпуска. Последнее уже начинает проявляться в планах предприятий.

    Прогресса не видно и в данных другого опроса. Индекс деловой активности в промышленности России (ИМС), рассчитываемый исследовательской группой NTC Research совместно с банком ВТБ Европа на основании опроса более 300 крупнейших компаний России, в марте 2008 года не изменился и составил 54,6 пункта, сообщает Прайм-ТАСС. Отсутствие изменений в показателе индекса в основном произошло в силу сокращения сырьевых запасов в течение месяца, которое было возмещено более весомым вкладом со стороны показателей объемов новых заказов, занятости и сроков поставок сырья и материалов. Как видно, расхождения в данных двух опросов налицо, причем речь идет не о цифрах, а о тенденциях.

    Так, данные ИМС, охватывающие экономику российского промышленного сектора, вновь зарегистрировали усиление роста в марте. Производительность и новые заказы возросли заметными темпами, а рост занятости и повышение эффективности производства отразились на сокращении объемов незавершенных работ.

    Более того, в исследовании ВТБ Европа подчеркивается, что подобных высоких темпов, как за последние два месяца, не наблюдалось с августа 2006 года, и это был третий по значению самый высокий рост с августа 2000 года. После ослабления в феврале темпы роста объемов новых заказов в российском промышленном секторе в марте также ускорились. На протяжении первых трех месяцев текущего года поступление новых заказов было выше, чем в любом из кварталов за период, начиная с третьего квартала 2006 года. Рост экспортных заказов остался слабее, чем общий рост новых заказов. Это говорит о том, что большей динамике внутреннего спроса.

    Комментируя исследование, старший экономист банка ВТБ Европа Крис Грин отмечает: "Результаты последнего исследования указывают на то, что в марте темпы роста промышленного сектора вновь были высокими. В частности, в течение месяца объемы производства и новых заказов, а также уровень занятости в секторе по-прежнему стремительно увеличивались" (цитируется по Прайм-ТАСС).

    Стагнация или торможение?

    Однако тенденции, выявленные конъюнктурным опросом ИЭПП, отнюдь не столь позитивны. Несмотря на то, что в марте спрос на промышленную продукцию продолжал увеличиваться, темпы роста продаж после очистки от сезонного фактора сократились по сравнению с февралем на 4 процентных пункта, а по сравнению с мартом 2007 года - на 18 процентных пунктов. Иными словами, отмечает руководитель опроса Сергей Цухло, рост спроса явно замедляется. В результате мартовский темп оказался самым низким для последних 26 месяцев начиная с февраля 2006 года.

    В свою очередь делает вывод С. Цухло, замедление темпов роста спроса не позволяет предприятиям наращивать выпуск. По оценкам руководителей предприятий, темп роста выпуска в промышленности стабилизировался последние четыре месяца на уровне 17-19 процентных пунктов (сезонность устранена). В марте прошлого года интенсивность роста выпуска составляла 28 процентных пунктов.

    Промышленности угрожает и перепроизводство. Предприятия стали производить больше, чем им удается продавать. В марте доля производителей-респондентов ИЭПП, у которых выпуск обгоняет спрос, достигла 28 процентов, что бывает последние годы нечасто. Обратное соотношение зарегистрировано у 7,4 процента. Эта цифра, говорит С. Цухло, является почти абсолютным последефолтным минимумом показателя.

    Впервые зафиксировано, что на промышленности сказываются проблемы банковского сектора. Проводимый ИЭПП мониторинг доступности кредитов показал снижение доли оценок "нормальная" в целом по промышленности в I квартале 2008 года до 71 процента, что является худшим значением последних восьми кварталов.

    Поделиться