Половина автобусов, выходящих на внутренние региональные рейсы, подлежит списанию.
Износ техники и нерентабельность маршрутов грозят обернуться крахом для региональной системы общественного транспорта. К такому неутешительному выводу пришли участники слушаний, прошедших в областном Совете народных депутатов.
Гонка за пассажиром
Нормативный срок эксплуатации автобуса составляет 7-8 лет, средний - 12-14. В отдельных случаях превышение норм составляет несколько раз. Порой в рейс выходит автобус, за плечами которого не только сотни тысяч накатанных километров и миллионы перевезенных пассажиров, но и двадцать, а то и более лет службы. Пожалуй, это самая серьезная проблема из всех, с которыми приходится сталкиваться транспортным предприятиям.
Остальные автоматически вытекают из нее. Износ подразумевает постоянный ремонт машин, высокий расход топлива, тоже не дешевеющего, и недостаток автобусов на рейсах, что порождает недовольство граждан. По словам начальника управления транспорта и дорожной инфраструктуры администрации Орловской области Михаила Коренькова, за последние пять лет количество автобусов, срок службы которых перешагнул десятилетний порог, увеличилось вдвое.
Исправить ситуацию можно только за счет приобретения новой техники, а на нее нет денег. Бюджетных вложений явно не хватает. По подсчетам специалистов, по сегодняшним ценам на обновление парка общественного транспорта области необходимо не менее трехсот миллионов рублей. Транспортные предприятия рассчитывают на дотации из бюджета, недвусмысленно намекая на то, что за счет собственных средств они с такой задачей не справятся, и по традиции "греша" на льготников.
Существует мнение, что пенсионеры, ветераны войны, инвалиды, школьники, студенты и "ликвидаторы-чернобыльцы" не дают транспортным предприятиям полноценно зарабатывать. Например, по словам гендиректора МУ "Трамвайно-троллейбусное предприятие" Александра Коровина, львиную долю пассажиров, готовых заплатить реальные деньги за проезд, забирают частные перевозчики. Гонка за пассажиром давно стала привычным явлением для областного центра, и муниципальный транспорт в ней явно уступает прямому конкуренту. Шустрые маршрутки успевают первыми подскочить на остановку, после чего остаются только льготники, ожидающие бесплатный муниципальный автобус.
Такая же ситуация наблюдается в пригороде. Частник едет только по выгодному маршруту в наиболее удобное и прибыльное время. Он волен сам выбирать себе график движения. К тому же частный перевозчик, в отличие от организаций общественного транспорта, пользуется налоговыми послаблениями. Получается, что условия работы для тех и других неравны. Это стало одной из главных причин того, что в прошлом году практически все предприятия общественного транспорта Орловской области сработали с убытком. Если ситуация не изменится, то через несколько лет общественный транспорт вообще может исчезнуть с дорог области.
По словам Михаила Коренькова, систему компенсации в какой-то мере нарушила монетизация льгот. Раньше предприятиям удавалось покрывать часть своих убытков за счет госдотаций, что позволяло работать по убыточным тарифам и маршрутам. Теперь действует другая методика. Льготнику выдается социальный проездной из расчета пятьдесят поездок в месяц. При этом никто не считает, сколько поездок на самом деле совершил льготник. Поэтому транспортники ведут собственный подсчет и затем передают полученные цифры в муниципалитет, чтобы городской и областной бюджеты компенсировали предприятию так называемые выпавшие доходы.
Чиновники считают цифры транспортников завышенными, последние обижаются на то, что им компенсируют гораздо меньше, чем они просят. Порой дело доходит до суда. По всей видимости, точку в этом затянувшемся споре может поставить только внедрение на транспорт электронных терминалов - для точного учета поездок. Вопрос о пластиковых билетах находится, как говорят в мэрии, "в стадии решения" уже второй год.
Сетуют транспортники и на низкие тарифы. В Орле, например, они в последний раз менялись в 2006 году. Сейчас проезд в автобусе, троллейбусе и трамвае стоит шесть рублей, в частных и муниципальных маршрутках - восемь.
Как по заказу
Руководство транспортных предприятий все громче говорит о том, что пора вернуться к практике оформления государственного заказа, как это было еще несколько лет назад. В последний раз госзаказ давался транспортным предприятиям в 2004 году. Тогда бюджет потратил на эти цели около пятидесяти миллионов рублей. Сейчас госзаказа практически нет. Небольшое исключение составляют школьники, на компенсацию затрат по перевозке которых в 2008 году в рамках муниципального заказа в районах области заложено чуть больше восьми миллионов рублей.
По словам гендиректора компании, занимающейся пригородными перевозками, Владимира Беспалова, предприятия, обслуживающие пригородные маршруты, не получают средств от проездных, поэтому госзаказ для них - путь к спасению. По его оценкам, примерно шестьдесят процентов пригородных маршрутов сегодня нерентабельны из-за низкого пассажиропотока.
Вопрос о возобновлении госзаказа госзаказа будет обсуждаться на заседании облсовета. Проблемы попроще - на уровне управлений обладминистрации и органов местного самоуправления с участием транспортных предприятий. Например, существует предложение о том, чтобы вместо единого проездного выдавать льготникам по пятьдесят разовых талонов на проезд. Это снимет претензии транспортников, но наверняка породит возмущение льготников. Проезд в вечернее время предлагается сделать дороже, чем в дневное. Возмущение пассажиров в данном случае тоже неизбежно. Но других вариантов пока не найдено.
Владислав Абрамов, председатель комитета по дорожному хозяйству и транспорту администрации Орла:
- В Орле создан постоянный реестр муниципальной маршрутной сети транспорта общего пользования и введено десять социально значимых маршрутов. Мы проводим открытые конкурсы среди перевозчиков. Первый такой конкурс был проведен в сентябре минувшего года. По его результатам пять перевозчиков были допущены к работе на городских маршрутах. Также хочу отметить, что с прошлого года в Орле действует проект по оснащению муниципального транспорта системой навигации.
Справка "РГ"
В 2007 пассажирские перевозки на территории Орловской области осуществляли 24 транспортных предприятия и 177 частных предпринимателей. Ими было перевезено 68,4 миллиона пассажиров, из которых 34,8 миллиона человек перевезли индивидуальные предприниматели и малые предприятия. Трамваями и троллейбусами областного центра перевезено 62,6 миллиона пассажиров, что на семь процентов больше, чем в 2006 году. По социальным проездным билетам перевезено 12,4 миллиона человек. Только в областном центре ежемесячно пользуются льготами при проезде 25 тысяч студентов и школьников, 16 тысяч пенсионеров по возрасту и 20 тысяч федеральных и региональных льготников. На обеспечение их льготного проезда в 2007 году из городского бюджета было выделено 64 миллиона рублей.