Для донских браконьеров и сотрудников рыбоохранных структур началось горячее время

Середина весны для всего Нижнего Дона - начало путины, когда рыба поднимается по рекам на нерест. Для браконьеров и сотрудников рыбоохранных структур это горячая пора: первые стремятся воспользоваться массовым рыбьим "исходом", вторые пытаются им помешать. При этом объем официально вылавливаемой рыбы на Дону ежегодно сокращается.

Именно в это время правоохранительными органами проводится операция "Путина", цель которой - защитить рыбу от хищнических посягательств браконьеров и дать ей спокойно отнереститься, а также пресечь незаконную деятельность по переработке и реализации выловленного. Только за первые дни операции изъято 350 метров жаберных сетей, запрещенных к использованию, задержано 12 плавсредств с браконьерами. Головной болью для рыбоохраны стала борьба с незаконными орудиями лова.

- Наибольшую опасность представляют собой китайские сети из синтетической лески, - говорит начальник управления милиции по борьбе с преступлениями в сфере оборота водных и биоресурсов ГУВД по Ростовской области Анатолий Палий. - Из-за своей дешевизны они стали практически одноразовыми. Рыбу оттуда не вынимают, а наскоро вырезают, а остатки сетки выбрасывают в водоем. Чтобы синтетика разложилась в воде, нужно лет сто. Туда продолжает попадать рыба, которая гниет и губит кормовую базу для всего биоресурса водоема.

"Сетевой" вопрос в свое время поднимали даже на правительственном уровне, и в ряде регионов удалось запретить продажу китайской синтетики, хотя специалисты настаивают на радикальных мерах - просто запретить ее ввоз в страну. Тем не менее, каждый год у браконьеров изымают километры смертельно опасных для рыбы сетей, а те, кто их использует, отделываются незначительными штрафами. Вообще нужно отметить, что изобретательность и техническая оснащенность действующих под черным флагом рыбаков - моторные лодки, орудия лова, средства связи - растет с каждым годом, и охраняющим водоемы инспекторам порой непросто тягаться с нарушителями. Как сообщил Анатолий Палий, даже банальную ловлю раков сейчас сделали максимально технологичной - дважды за последние месяцы инспекторы задерживали раколовов, облаченных в костюмы для дайвинга.

Другая проблема - разобщенность структур, обеспечивающих контроль за использованием природных ресурсов: МВД и таможенники, инспектора рыбоохраны и пограничники, а с недавних пор и казаки. Во многом дублируя функции друг друга, эти ведомства не закрывают все проблемные места. В последнее время активно обсуждается вариант передачи рек и озер в руки арендаторов, которые обеспечили бы охрану всех биоресурсов водоема, но, по мнению специалистов, энтузиазм арендаторов не спасет ситуации.

- Сомневаюсь, что арендатор сможет в одиночку справиться там, где не справляются пока ведомства. Если он честный человек, то он либо бросит аренду в первый же год, либо погибнет в неравной борьбе с браконьерами. Если нечестный, то за два-три года сделает водоем абсолютно безжизненным и умоет руки, - считает Андрей Санников, более 20 лет проработавший в органах рыбоохраны. - Водоемы должно охранять одно ведомство, с которого в конце можно спросить за результат. Все остальные должны оказывать содействие: пограничники и таможенники - на границе, работники правоохранительных органов - на транспортных магистралях, в местах переработки и реализации рыбной продукции, как это и было несколько лет назад. К сожалению, нынешнее реформирование рыбоохранного ведомства привело к тому, что большая часть опытных специалистов выведена за штат и оказалась не у дел.

Компетентно

Станислав Агапов, и.о. директора Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства:

- В Азовском бассейне на прежнем уровне сохраняются общие запасы по тюльке, хамсе, бычку, но есть ощутимое снижение по другим промысловым рыбам. Численность леща упала за год с 1 400 тонн до 530, судака - с 3 300 тонн до 3 000. Основные факторы, определяющие объем запасов ценных промысловых видов, - условия естественного воспроизводства и интенсивность изъятия, в том числе незаконный вылов, зачастую превышающий официальный промысловый. Официальный промысел сегодня жестко контролируется правоохранительными органами, а незаконный ничем не ограничен.