85 процентов москвичей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не в состоянии купить квартиру ни с помощью ипотеки, ни даже имея довольно существенную дотацию города. Гигантская цифра для богатой столицы! Но не доверять ей нельзя, ибо прозвучала она вчера на заседании правительства Москвы из уст руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда города Петра Сапрыкина.
По его мнению, выходом из такой ситуации для многих горожан мог бы стать наём жилья. И, как показал опрос, более полумиллиона жителей столицы готовы воспользоваться им, чтобы избавиться от тесноты. Увы! Для большинства из них весьма проблематична и такая возможность. Дело в том, что цены на жилье, не только реализуемое на столичном рынке, но и сдаваемое в аренду, в столице сумасшедшие. От 18 до 30 тысяч рублей в месяц просят за однокомнатную квартиру, 24-55 тысяч - за двухкомнатную и 28-80 тысяч рублей - за трехкомнатную. Многие ли горожане, имеющие в прошлом году среднюю зарплату 21 тысячу рублей, могут позволить себе такие расходы?
Причиной же дороговизны, по признанию Сапрыкина, является неразвитость рынка арендного жилья в российской столице. Сдают его сейчас, как правило, те москвичи и приезжие из других регионов страны, которые купили по второй-третьей квартире с единственной целью - с помощью недвижимости сберечь от инфляции деньги. Пользуются при этом они, как правило, "серыми схемами". По данным управления Федеральной налоговой службы по городу Москве, лишь 5 тысяч из 115 тысяч владельцев сдаваемого жилья платят налоги с получамых от этого доходов. Таким образом, страдают и москвичи, не имея выбора на рынке арендного жилья, страдает и город, не добирая доходов в казну.
Изменить такое положение, заявил глава департамента, можно, лишь создав мощную сеть доходных домов, какую имела российская столица до революции (около 600 домов) и какую имеют и сейчас большинство крупных городов мира - вроде Нью-Йорка, Вены, Парижа и других. "Только при таком условии доходные дома станут доступными с точки зрения цены, и только тогда человек, снимающий квартиру, может быть уверен в том, что обеспечен крышей над головой в течение длительного времени и что завтра хозяин его не выставит на улицу или не поднимет непомерно цену", - почеркнул он.
Ради создания такой сети и была разработана концепция формирования в городе доходных домов, которую департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы вынес вчера на рассмотрение городского правительства. В соответствии с ней такие дома должны делиться на две части. Одна из них - так называемые дома коммерческого использования, которые могут быть разного уровня комфорта и предназначены для людей с достаточно высоким уровнем доходов. Их должны строить и сдавать в аренду инвесторы. Но поскольку продать дом, а следовательно, окупить вложенные в него средства за год-другой гораздо выгоднее, чем сдавать в наём, возвращая потраченные деньги постепенно, чиновники из жилищного ведомства предложили разработать ряд преференций от города, которые должны пробудить интерес к этому виду бизнеса.
Но Юрий Лужков это предложение сразу же зарубил. "Хочет инвестор сдавать в аренду - пусть сдает, никто ему не запрещает", - сказал он. И уточнил: "Наша концепция относится к другим домам, которые строятся за деньги города. Квартиры в них должны предоставляться москвичам совсем не для получения дохода, а с целью улучшить жилищные условия тем, кому не по карману купить квартиру, но кто готов оплатить эксплутационные расходы на ее содержание". Кто же эти люди? Отвечая на этот вопрос, мэр сказал: "Как правило, молодые люди из недостаточно обеспеченых семей. Живут, например, в двухкомнатной квартире две семьи - молодая и пожилая. Молодые еще не успели заработать себе на жилье, а старики не в состоянии помочь им купить его. Вот и ютятся в тесноте". Возможность снять квартиру у города по цене от 3 тысяч рублей до 5 тысяч в месяц, как платят жильцы первого арендного дома, расположенного по улице Верхние Поля и построенного для для молодых семей городом еще в 2002 году в качестве как раз испытательной площадки, сделает счастливее обе эти семьи. Кстати, как позже заметил первый зам. руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Николай Федосеев, в таком доме можно прожить даже всю жизнь. Не случайно же в Великобритании треть жилого фонда находится именно в аренде, а в Швейцарии таких домов даже 64 процента.
Чтобы быть уж совсем правильно понятым, мэр уточнил: "Правильнее назвать такие дома не доходными, а бездоходными, то есть имеющими нулевой или низкий уровень рентабельности". Первые два таких дома предполагается ввести уже к концу текущего года: один - в новостройке в Щербинке для студенческих семей, другой - оборудуется на базе отремонтированного общежития на юге столицы. Всего же в течение ближайших двух лет предполагается построить 23 "бездоходных" дома.
Предназначены они лишь очередникам и некоторым бюджетникам - учителям, врачам, воспитателям детских садов и т. д. То есть, по прикидкам, воспользоваться этим "абсолютно новым классом жилья" смогут тысяч 80 семей из 160 тысяч муниципальных очередников. А что же делать остальным 420 тысячам москвичей, которые, по данным опроса, приведенным в докладе Петра Сапрыкина, тоже хотели бы воспользоваться вполне цивилизованным наймом жилья? Увы! 214 домов, строительство которых могли бы построить инвесторы, из проекта документа вылетели. Получается, что их проблему город предложил решать им самим, лишив таким образом программу одного из главных ее достоинств: направленности на сотни тысяч москвичей.