09.04.2008 02:00
    Поделиться

    Продолжается отбор добровольцев для участия в экспериментальном полете на Марс

    6 тысяч добровольцев из 30 стран хотят полететь на Марс

    Ученые Института медико-биологических проблем РАН готовятся провести уникальный эксперимент "Марс-500": на 520 дней шестерых добровольцев отправят в "полет" к Красной планете. А проще говоря, почти два года они проведут в изоляции - на борту "марсианского корабля". С какими трудностями могут столкнуться первые "марсиане"? Об этом корреспондент "РГ" беседует с техническим директором проекта, начальником отдела института Евгением Деминым.

    Российская газета: Евгений Павлович, марсианский "корабль" строится на базе знаменитых королевских научно-экспериментальных "бочек"?

    Евгений Демин: Да. Первый прототип марсианского корабля был построен как раз в нашем институте при непосредственном участии Сергея Павловича Королева. Но сейчас от тех "бочек" осталась лишь оболочка. Конфигурацию нового корабля мы согласовали с РКК "Энергия". Он состоит из четырех основных модулей: жилого отсека, медицинского, взлетно-посадочного комплекса и еще одного, где разместятся спортивные тренажеры, оранжерея и склад.

    РГ: Уже состоялся "пристрелочный" полет: две недели испытатели отрабатывали технологические нюансы основного эксперимента. Опробовали уже все?

    Демин: Нет, конечно. Но, допустим, помимо жилого комплекса был задействован медицинский модуль. На первом этапе нам важно было убедиться: те решения - конструктивные, проектные, которые заложены при создании объемов и систем, верные. А врач в марсианском экипаже будет обязательно. И он должен иметь все условия, чтобы не только постоянно контролировать здоровье космонавтов, но и проводить углубленные обследования.

    РГ: Кстати, какую медицинскую помощь можно будет оказать в "полете"? Зуб вылечить врач будет в состоянии?

    Демин: Конечно. Для этого предусмотрены так называемые стоматологические укладки. Пломбу поставит обязательно, а если понадобится - то и зуб удалит. Вы должны понимать: это будет врач широкого профиля, как на "скорой помощи".

    РГ: Академик Анатолий Григорьев говорил, что одно из непременных условий для полета на Марс - у космонавта должен быть удален аппендикс. А если вдруг понадобится какое-то другое хирургическое вмешательство?

    Демин: Ну, все-таки каждый из кандидатов в члены экипажа проходит строжайшую медицинскую комиссию. Поэтому "полетят" люди здоровые. И это должно свести риск к минимуму. Конечно, кто-то может приболеть. Но в эксперименте будут отрабатываться и элементы телемедицины. К тому же врача на борту всегда подстрахуют и проконсультируют коллеги с Земли.

    Между прочим, "заболеть" человек может и по заданию: мы будем моделировать такие ситуации, когда кто-то из членов экипажа "выйдет из строя". Тут важен психологический момент. Ведь при этом увеличится рабочая нагрузка на остальных, и важно посмотреть, как они себя поведут? Какие способны вынести психологические перегрузки? Как сработают резервы организма, если их постоянно подстегивает стресс?

    РГ: Я правильно поняла: кроме внезапно и специально "заболевшего" никто не будет знать, что это не так?

    Демин: Правильно.

    РГ: А вообще какие аварийные ситуации будут подкидываться экипажам?

    Демин: Вопрос достаточно сложный. Ведь у нас будет два эксперимента. Сначала в течение 105 суток будет имитироваться полет на орбите Земли, а затем элементы полета к Марсу и пребывания на его орбите. Затем испытателей отправят уже на 520 суток, по полной схеме экспедиции: 250 суток пути до околомарсианской орбиты, около 30 - на орбите и на поверхности Красной планеты, потом возвращение. Но мы пока во многом двигаемся на ощупь. Почему? Нет нормативов по газовому составу, температуре, влажности и другим параметрам для марсианской экспедиции. Специалисты пользуются теми, которые действуют сейчас для МКС и ограничиваются одним годом.

    РГ: Например?

    Демин: Допустим, содержание углекислого газа в атмосфере до 1 процента при воздействии на организм человека один год допустимо. Хотя желательно меньше. Однако полет на Марс займет два года. Значит, нужно этот процент "распространить" и посмотреть, что будет. То же касается и температуры.

    Обычно микробиологические и токсикологические пробы экипажи орбитальных станций спускали на Землю. Мы проводили их контроль и говорили, что нужно сделать космонавтам на борту. Теперь все это ложится на "марсиан". Не надо забывать: полет к Красной планете будет полностью автономным. Поэтому не стоит перегружать экипаж ситуациями, связанными с техническими отказами. Здесь хватит человеческого фактора.

    РГ: Вы считаете, он может внести свою лепту в создание нештатных ситуаций?

    Демин: Естественно. Возьмем рутинную вещь: мы обязаны контролировать расход на орбите питания. Но никогда особенно не вдаемся в то, как космонавты соблюдают предписанный регламент: сегодня съесть то, а завтра - то. Все знают: прилетит "Прогресс" и все, что израсходовано, допоставит. Но при полете на Марс это будет исключено! Значит, вот это монотонное, скрупулезное отслеживание того, кто когда и что съел, должно быть. Представляете? Я не могу влезть в рацион к соседу, потому что это может привести к психологическому конфликту.

    РГ: Креветку забрал - не хватило?

    Демин: Именно.

    РГ: Опять сошлюсь на академика Григорьева: он говорил, что в реальном полете на Марс нужно 1,75 кг продуктов, 2,5 кг питьевой воды на человека в день. Но это же тонны надо брать с собой. Оранжерея как-то поможет?

    Демин: В сутки, чтобы обеспечить космонавта в полете всем необходимым, нужно 10 кг на каждого, включая кислород. Но если тот же кислород можно получать, занимаясь электролизом воды, то пищу придется брать полностью. Теперь об оранжерее. До сих пор непонятно, как будут вести себя биологические объекты в условиях гипомагнитного поля и повышенной радиации. Ведь пока никто этим не занимался. Сейчас корабли летают по земной орбите, и растения то прекрасно растут, то загибаются. Но в любом случае зелень в оранжерее наши марсианские экипажи выращивать будут.

    РГ: Известно, что космонавты на орбите используют одноразовое белье и посуду. Здесь будет то же самое?

    Демин: Скорее всего.

    РГ: А душа не будет?

    Демин: Нет. Объясню - почему. Проблема душевой установки в условиях невесомости до сих пор не имеет технического решения. Чтобы смыть что-то, надо, чтобы капля растеклась по поверхности, а она сферу держит - шарик. Так что единственный выход - влажные полотенца и салфетки.

    РГ: Куда будет деваться мусор с корабля?

    Демин: Очень серьезная проблема. Еще тридцать лет назад, когда я работал в НПО "Энергия", мы начали заниматься проблемой утилизации отходов. Разрабатывали пресс для искусственного их уменьшения, специальные средства, чтобы предотвратить рост микробов. Но потом прекратили. Упор сделали на других концепциях - шлюзования мусора, а затем и на выброс его на грузовых кораблях. И как консервировать отходы на самой станции, специалисты сейчас не знают. Проблему нужно решать. К тому же существует Международная конвенция о незагрязнении космического пространства. Правда, распространяется она на Марс или нет - под вопросом.

    РГ: А как будет имитироваться марсианская поверхность в эксперименте?

    Демин: Будет создана специальная изолированная конструкция. Мы хотели использовать экраны, но это технически сложно и очень дорого. Потребуется много компьютеров. Поэтому думаем.

    А вот нагрузки при работе на поверхности планеты будут смоделированы с помощью бегущей дорожки, велоэргометра или специального тренажера для мышц рук. Причем "марсиане" будут одеты в скафандры "Орлан".

    РГ: Настоящие? Да ведь они весят под 100 кг.

    Демин: Верно. Причем человек должен будет его носить не в невесомости, а в условиях земной гравитации. Поэтому мы решили использовать только оболочку "Орлана", она весит 30 кг. Но это тоже будет очень непросто.

    РГ: Понятно, что экипаж на Марс полетит международный. Как его членов будут готовить психологи?

    Демин: Это чрезвычайно важный момент. Нужно учесть межкультуральные отношения, влияние жестких факторов полета не только на физическое состояние космонавтов, но и их настроение. Сюда же примыкает проблема лидерства в команде. Аспектов много. История космонавтики знает случаи, когда недопонимание в экипаже приводило к самым нежелательным последствиям, вплоть до прекращения полета. Но "марсианский корабль" досрочно не развернешь, и такая автономность накладывает свой отпечаток. Поэтому разработана уникальная психологическая программа с участием разных стран. Тесты практически совпадают.

    РГ: А женщины войдут в экипаж?

    Демин: Скажу так: у нас два основных критерия: здоровье и профессиональные качества. В первом техническом эксперименте женщина участвовала. Так что все будет зависеть от того, как они пройдут тестирование. По крайней мере заявки от представительниц прекрасного пола есть и у нас, и у европейцев. Опыт станции "Мир", а теперь и МКС доказывает: женщины ничуть не уступают мужчинам. Сейчас, допустим, командиром международной станции впервые стала дама - американка Пегги Уитсон. Более того, по признанию самих космонавтов, когда в экипаже женщина, микроклимат совсем иной. Небритым уже не полетаешь.

    А ты записался в добровольцы?

    прямая речь

    Марк Белаковский, главный менеджер эксперимента "Марс-500":

    - Отбор добровольцев для участия в эксперименте продолжается. В общей сложности поступили заявки от более чем 6 тысяч человек из 30 стран. Сейчас идут интенсивные переговоры по участию ряда стран. Наш основной партнер - Европейское космическое агентство. У него очень широкая собственная программа - не менее 15 экспериментов. Уже известно, что в экипажи для "полета" 105, а затем и 520 суток войдут по два добровольца-европейца.

    Немецкое космическое агентство хотело бы, что называется, напрямую провести четыре эксперимента и еще 6 - в рамках научной программы ЕКА. Подчеркну, что немцы изъявили желание участвовать в так называемом обменном эксперименте с контролируемым питанием. А в отдельные дни экипажи будут кормить обедами из кухни определенной страны. Это очень важно, чтобы выработать определенный рацион для марсианских экипажей.

    Кроме того, в эксперименте будут участвовать французы, итальянцы, испанцы. Канадцы подтвердили свою готовность примкнуть к 520-суточному эксперименту, и тоже со своей программой. Хорошую программу подготовили наши американские коллеги. Они рассматривают, в частности, 105-суточный эксперимент как дальнейшую стадию развития Международной космической станции, когда там одновременно будут работать 6 человек.

    Есть предложения от Южной Кореи - по питанию. Для них это важно, поскольку как раз вчера в составе очередной экспедиции на МКС вместе с Сергеем Волковым и Олегом Кононенко полетела кореянка Сойон Йи. Сейчас идет серьезный разговор об участии в эксперименте малайзийского космонавта. Подключится ли Япония? Она проявила заинтересованность, но пока точного ответа нет.

    По предварительным оценкам специалистов, эксперимент "Марс-500" обойдется в 15 миллионов долларов. Львиную долю затрат взяло на себя Федеральное космическое агентство. Кроме того, целый ряд научных проектов по эксперименту финансирует РАН. Сколько получат российские и иностранные добровольцы за свое "марсианское" заточение? За 105 суток - не менее 15 тысяч евро, а за 520 суток - 55-57 тысяч евро. Плюс бонусы.

    Будут ли вестись телерепортажи с борта "марсианского корабля"? Обязательно. Мы вообще хотим сделать фильм обо всем проекте. Заявки получили уже от ведущих телеканалов мира, но понятно, что обязательно будет и как минимум один из российских.

    Между тем

    По данным одного из основных космических порталов, американцы провели опрос своих специалистов о наиболее значимых проектах в Советском Союзе и России в области космонавтики. На 1-е место они поставили первый спутник, на 2-е - полет Юрия Гагарина, а на 10-е - проект "Марс-500".

    Поделиться