09.04.2008 03:18
    Поделиться

    Ставропольские рабочие отсуживают от химического предприятия компенсации

    Пенсионерка заставила родное предприятие выплатить ей 75 тысяч рублей задолженности. Вслед за Татьяной Косенко в суд обратились тысячи бывших сотрудников химзавода.

    Женщина 28 лет проработала на предприятии, но только после увольнения бывшая машинистка вакуумной компрессии цеха ацетилена узнала, что руководство завода существенно экономило на ее заработной плате. Продолжительный стаж и труд во вредных условиях позволяли Татьяне Косенко также пользоваться дополнительным отпуском, который предоставлялся ей не в полном объеме. Коллективный договор, подписанный работодателем и местной профсоюзной организацией, почему-то вдвое сокращал количество дней, положенных ей по закону.

    Между тем постановление Госкомтруда СССР и президиума ВЦСПС от 25 октября 1975 года, коими был утвержден список производств и профессий с вредными условиями труда, работа на которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, пока никто не отменял. По некоторым профессиям это 12 дополнительных дней в году, по другим - шесть. Но профсоюз невинномысского предприятия по неизвестным причинам утвердил шесть и три дня соответственно. Новая норма в коллективном договоре значилась с 1978 года. И ежегодно переутверждалась. В итоге тысячи сотрудников (а на заводе тогда трудилось около 6000 человек) не получали ни дополнительных дней к отпуску, ни денежной компенсации.

    Кроме того, предприятие неправильно рассчитывало и дни дополнительного отпуска, которые согласно трудовому законодательству должны предоставляться за ненормированный рабочий день и продолжительный стаж работы на одном предприятии. Это опять-таки экономило для завода средства сотрудников.

    В 2005 году в городе появился еще один профсоюз. Его юристы в процессе изучения коллективного договора между химзаводом и местной профсоюзной организацией обратили внимание на несоответствие некоторых пунктов нормативным актам еще советского времени. Параллельно при регистрации договора в администрации города на грубое нарушение законодательства "наткнулась" и начальник отдела по труду Ирина Ильчук. Юристы направили запросы и в Рострудинстпекцию (РТИ), и в министерство труда и соцзащиты населения края.

    - Мы собрали заявления от бывших сотрудников предприятия, - вспоминает инспектор по правовым вопросам этого профсоюза Владислав Осауленко, - а их было около ста, и отправили в Рострудинспекцию. Там удивились, а может, и испугались такого количества жалоб и все их зарегистрировали. Только после этого дело сдвинулось с мертвой точки.

    Ответ Рострудинспекции вылился в предписание, которое и послужило началом процедуры восстановления нарушенных прав сотрудников. Правда, только за определенный период - начиная с июля 2002 года. Именно тогда был подписан последний коллективный договор между заводом и профсоюзом. Новое руководство химического предприятия, приняв груз многолетних проблем от предыдущего собственника, с предписанием РТИ согласилось сразу - стало начислять дополнительные дни к отпуску работающим, выплачивать компенсации увольняющимся. Между тем, признав справедливость требований одних, РТИ тем самым подтвердило нарушение прав и других, давно уволившихся заводчан. Им было предложено решать свои проблемы в суде. Первопроходцем в этом деле стала пенсионерка Татьяна Косенко.

     - Трудилась я на заводе с 1977 года, а значит, именно с этого времени стали нарушаться мои права, - рассказала Татьяна Александровна. - Восстановить их удалось не сразу. С момента, когда я занялась сбором документов, и до вынесения судебного решения прошло ровно десять месяцев.

    Пример бывшей машинистки стал прецедентом. Не имея юридического образования, пенсионерка смогла противостоять профессиональной юридической службе предприятия и доказать в суде свою правоту. Все бывшие "химики" с нетерпением ждали результата по ее делу. А когда суд вынес решение в пользу Косенко, все обиженные пенсионеры кинулись составлять исковые заявления.
    Сейчас в ежедневном производстве мирового судьи Галины Молевой, на чьем участке расположено химическое предприятие, около 50 подобных исков. За прошлый год с заявлениями обратилось примерно 900 человек, и они продолжают поступать.

    - Только в первые две недели января, - говорит Галина Молева, - я рассмотрела 450 дел с требованием о взыскании в среднем от 15 до 150 тысяч рублей. Максимальный размер исковых требований, учитывая индексацию и проценты за задержку выплаты компенсации, составляет 550 тысяч рублей.

    Как сообщило руководство предприятия, на сегодняшний день работающим сотрудникам производится расчет баланса неиспользованных календарных дней дополнительного отпуска за работу во вредных или опасных условиях труда. А при увольнении им выплачивается денежная компенсация за неиспользованные дни дополнительного отпуска во вредных условиях в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

    Комментарий

    Олег Мазур, заместитель главы города Невинномысска:

     - Администрация города в этой ситуации встала на сторону работников завода. И хорошо, что новое руководство предприятия адекватно восприняло проблему. Беспокоит другое - когда-то химический завод лидировал по уровню заработной платы среди других предприятий города. Сейчас он явно уступил эти позиции немногим промышленным гигантам, расположенным на территории Невинномысска, при этом сохраняя за собой лидерство по количеству работающих и объемам производства. А ведь предприятие с таким потенциалом все-таки должно лидировать и по зарплате, а не экономить на людях.

    Между тем
    К слову, ситуация такого рода сложилась не только на этом заводе. Она касается всех предприятий с вредными условиями труда, пользовавшихся в своей работе законодательной базой СССР. Поэтому на данный момент разрешение всех спорных ситуаций возможно только в судебном порядке.

    Поделиться