Вокруг прибывающих в Саратов на заработки мигрантов кормятся множество "бизнесменов"

Весной поток направляющихся на заработки мигрантов увеличивается многократно. Всеми правдами и неправдами из Узбекистана и Таджикистана люди добираются в Россию, многие оседают в Поволжье. Сотрудники департамента собственной безопасности МВД пригласили корреспондента "РГ" поучаствовать в профилактическом рейде.

Миграционный "сбор"

В 16.30 от перрона отходит поезд "Саратов-Худжанд". Состав почти пустой, во многих вагонах, особенно плацкартных, вообще нет пассажиров.

- Люди сейчас едут на заработки в Россию, обратно мало кто возвращается, - объясняет проводник Абдулло. - Вот осенью будет все наоборот: народ потянется домой, к семьям.

- Наша задача - выявить вербовщиков, которые работают в поездах с мигрантами, и пресечь незаконные контакты с ними сотрудников милиции, - говорит начальник инспекции по личному составу Приволжского УВД на транспорте Юрий Абашев.

Утром, переночевав на станции Палласовка Волгоградской области, едем обратно в поезде "Ташкент-Саратов". В вагоне знакомлюсь с двумя молодыми узбеками - Лазизом и Анваром (имена изменены). Они едут на заработки в Санкт-Петербург. Лазиз отправился в Россию первый раз, его приятель уже опытный гастарбайтер. Друзья говорят, что едут в ту же строительную организацию, где Анвар уже работал маляром в прошлом году. Работой и заработком остался доволен.

Жил Анвар, по его словам, в общежитии, за которое платила строительная организация, вычитая процент из его зарплаты. Она же занималась оформлением разрешения на работу. Спрашиваю пассажиров, не обижает ли их кто-нибудь в пути, не придираются ли к ним сотрудники милиции?

- Когда документы в порядке, милиция нас не трогает, - говорит Анвар.

В прошлом году был ряд громких скандалов из-за продажи приезжим миграционных карт, которые сотрудники пограничной службы раздают въезжающим в Россию иностранцам бесплатно. По оперативной информации, продавали карты проводники поездов или "старшие" среди самих же мигрантов. Сотрудникам милиции этот бизнес удалось прекратить.

Интересуюсь у молодых людей, не пришлось ли им платить за миграционные карты в этот раз. Отвечают, что нет.

Знающие люди говорят, что самостоятельно отыскивают себе работу единицы мигрантов, большинство ориентируется на "старших", связывается с вербовщиками. Начальник поезда "Ташкент-Саратов", представительный узбек Закир, подтверждает, что на некоторых станциях в вагонах появляются посторонние люди.

- Куда нанимают людей, сколько им платят, этого они нам не говорят, - дипломатично сообщает начальник поезда.

Вопрос, почему проводники пускают в вагон людей без билетов, Закир деликатно обходит. На этот раз большая партия пассажиров поезда выгрузилась на станциях Аксарайская и Верхний Баскунчак.

Плата за выход

На станции Красный Кут поезд стоит всего несколько минут. Но этого времени хватает, чтобы в поезд сели те, кому нужно. Вскоре оперативник приводит в наш вагон двух женщин - уже знакомых милиционерам вербовщиц, или "мамок" на железнодорожном жаргоне.

Работники милиции проверяют у них документы, задержанные оказываются гражданками Узбекистана Саидой и Мубарак. Билетов на поезд у них нет. Женщины ничуть не теряются, держатся уверенно, тут же начинают звонить кому-то по мобильному телефону, вести переговоры.

- В этом поезде едет брат с семьей, можете проверить, а билеты нам в кассе не продали, - уверенно отвечают они на упреки милиционеров.

Обе дамы сначала наотрез отрицают, что имеют отношение к вербовке мигрантов, потом одна неожиданно признается:

- Да, мы помогаем людям, дорогу показываем от перрона к вокзалу, проводим через туннель, они же ничего не знают. В благодарность нам дают кто 50, кто 100 рублей, сами денег у них не просимЕ

На самом деле доход вербовщицы с одного мигранта, по данным сотрудников правоохранительных органов, составляет от тысячи до полутора тысяч рублей. Эти деньги зачастую берутся не за будущее трудоустройство, а за то, что мигрант может получить самостоятельно: за якобы оказанное содействие при покупке билетов в железнодорожных кассах или на автобус.

- Весь этот бизнес является незаконным, никаких налогов с него не выплачивается, и можно только догадываться, на какие цели эти деньги могут быть потрачены, - говорят оперативники.

По оперативной информации, подобным бизнесом на Приволжской железной дороге занимается больше десятка человек. Среди вербовщиков есть и русские, и узбеки, и таджики. Зарегистрированы они в разных поволжских городах. Некоторые работают на автобусные фирмы, совершающие чартерные рейсы в столицу, другие - на конкретных заказчиков. Оперативники продемонстрировали мне изъятый у одного из вербовщиков блокнотик. Он был весь испещрен записями следующего содержания: "Холмурад кирпич 20 человек, Боходир 20 человек, Каримов 40" и так далее.

При этом не факт, что человек, которого вербовщики пообещали устроить на работу на стройке, именно там и окажется. Сейчас уже расследуется уголовное дело, связанное с тем, что ряд жителей Таджикистана, собравшихся на заработки в Питер, в итоге оказались в Волгоградской области на плантации, принадлежащей представителям одной из этнических диаспор. Когда мигранты отказались работать, с них потребовали компенсацию "за понесенный ущерб" - несколько тысяч рублей с каждого. В итоге вымогателей задержали. Одним из обвиняемых по этому делу оказался сотрудник правоохранительных органов, якобы оказывавший содействие вымогателям.

- За всеми вербовщиками всегда кто-то стоит, - говорит начальник отделения департамента собственной безопасности МВД Павел Шевченко. - Бывает, что это и наши сотрудники. Если мы выявляем подобные факты, то от таких горе-работников избавляемся.

У Петровича был?

Недавно в саратовской газете, издаваемой одной из общественных организаций переселенцев из Средней Азии и Казахстана, появилась публикация о том, что люди в милицейской форме вымогают деньги у мигрантов в поездах и на вокзалах Приволжской железной дороги.

Одновременно в правоохранительные органы поступило несколько заявлений от якобы ограбленных и избитых пассажиров поезда.

- По этим заявлениям была проведена проверка, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник Саратовского межрайонного следственного отдела Андрей Гринев. - В данном случае в возбуждении уголовного дела пришлось отказать. Хотя мы не исключаем, что подобные факты могли иметь место, и работа по предупреждению таких преступлений ведется.

Основная проблема, по словам следователей, состоит в том, что написав заявление, мигрант уезжает, и отыскать его далеко за пределами Саратовской области почти не реально. Сами же эти люди стремления помочь правоохранительным органам не выказывают.

В итоге выявлять нечистых на руку стражей порядка удавалось пока только самим же милиционерам при проведении оперативно-следственных мероприятий.

Так работники департамента собственной безопасности МВД и следственного комитета прокуратуры РФ задержали при вымогательстве денег у мигранта сотрудника патрульно-постовой службы Кировского РУВД, дежурившего на Привокзальной площади Саратова. Документы у жителя Средней Азии были в порядке. Тем не менее милиционер, как считает следствие, решил на нем нажиться, рассказывает начальник следственного отдела по Кировскому району Саратова Сергей Калашников. Получив деньги, страж порядка проводил мигранта со словами: "Если кто остановит, скажешь "был у Петровича, он меня проверил". Сейчас дело в отношении бывшего сотрудника милиции, уволившегося после случившегося из органов, передано в суд.

Но не все так однозначно. В правоохранительных органах уверены, что есть и еще одна сторона проблемы - кому-то очень хочется, чтобы милиция ушла из этих поездов, не мешала разворачивать криминальный бизнес на мигрантах.

У всех на памяти недавнее криминальное прошлое поездов восточного направления. Кражи, избиения граждан и даже убийства, когда трупы находили возле железнодорожной насыпи, в 1990-е годы были обычным явлением. В это время даже ревизоры, работающие на железной дороге, боялись заходить в поезда без охраны. Сейчас преступления в поездах среднеазиатского направления - редкость.

- Убирать милицейское сопровождение из этих поездов просто опасно, это обязательно вызовет всплеск преступности, - считает прокурор Саратовской транспортной прокуратуры Виктор Ростов.

Его коллеги считают, что большая часть проблем порождается несовершенством миграционного законодательства, в котором по-прежнему хватает пробелов. Нет в правоохранительных органах до сих пор и общей базы данных лиц, подвергшихся депортации из России, нарушавших наше законодательство. А значит, воспрепятствовать их повторному въезду в нашу страну зачастую просто невозможно.

... Когда мы вернулись в Саратов, на перроне стояли ... вербовщики со станции Урбах, которым сотрудники милиции не дали работать в поезде.

- Наняли такси и обогнали нас, - говорит один из оперативников.

Между тем приехавшие мигранты с перрона просачиваются в одно и то же место в зале ожидания на втором этаже вокзала, и уже вскоре среди них появляется мужчина представительной внешности. Поговорив о чем-то, начинает собирать паспорта. Увидев, что его снимают на видеокамеру, вербовщик прекращает свою бурную деятельность, старается сделаться незаметным и исчезнуть в толпе.

Похоже, бизнес на трудовой миграции остановить или отменить при всем желании едва ли уже возможно. Вопрос в том, как его ввести в цивилизованные рамки.

Саратов - Палласовка - Красный Кут - Урбах