09.04.2008 00:00
    Поделиться

    В Москве завершился Международный фестиваль камерной музыки "Посвящение"

    Завершился Международный фестиваль камерной музыки "Посвящение"

    Программа "Посвящения" под названием "Портрет Гайдна на фоне Вены", развернувшая во Врубелевском зале Третьяковской галереи целую антологию музыкального классицизма - от Иоганна Кристиана Баха, Михаэля Гайдна, Карла фон Диттерсдорфа до Моцарта и Бетховена, завершилась исполнением одного из самых совершенных сочинений героя фестиваля Йозефа Гайдна "Терезия-месса".

    Несколько месяцев назад Александр Рудин вместе с Musica Viva впервые представил духовное гайдновское сочинение в Большом зале консерватории в филармоническом цикле "Оратории и кантаты". В тот вечер дебютировал и новый коллектив Musica Viva - хор под управлением Евгения Волкова, а в качестве солистов выступили европейские певцы, специализирующиеся на историческом репертуаре. На этот раз во Врубелевском зале маэстро Рудин подготовил новый сюрприз - гайдновскую мессу исполнили молодые российские солисты, ученики известного педагога Дмитрия Вдовина - Анна Крайникова (сопрано), Ирина Мелюхина (меццо-сопрано), Сергей Писарев (тенор) и Алексей Якимов (бас). О развитии и проблемах исторического исполнительства в России рассказал для читателей "Российской газеты" маэстро Александр Рудин:

    Российская газета: Как вы считаете, в России появился уже слой певцов, способных адекватно петь барокко и музыку XVIII века?

    Александр Рудин: Вокальное исполнение старинной музыки достаточно долго было слабым звеном в нашей практике. Голос - инструмент хрупкий и менее подвижный в смысле экспериментов. Певцы медленнее перестраивают свои привычки, свой способ звукоизвлечения. Неудивительно, что те, кто поет сегодня старинную музыку, - в основном молодые певцы, которые заинтересовались историческим исполнителством, слушая концерты и записи. Безусловно, у нас есть превосходные певцы поколения 40-50-летних, но общий уровень адекватного и стилевого прочтения старинной музыки остается до сих пор позади инструменталистов. Наши молодые солисты, принявшие участие в исполнении гайдновской "Мессы", показали, что в области аутентичного вокала в России уже есть подвижки. Мы репетировали, они слушали концерт с западными солистами, и я вижу, как они буквально схватили правильные штрихи, правильную манеру. Это очень хорошо выученные профессионалы.

    РГ: На фестивале прозвучал ряд "премьер" классицистской эпохи: Симфония Кожелуха, Концерт для скрипки и оркестра брата Йозефа Гайдна Михаэля. Однако практика показывает, что музыка из разряда "забытых шедевров" редко становится репертуарной?

    Рудин: Каждой музыке, каждому автору приходит свое время. Или не приходит. Пример избитый, но яркий: музыка Иоганна Себастьяна Баха, которая была совершенно забыта, и во времена Гайдна играли Карла Филиппа Эмануэля и Иоганна Кристиана Бахов. Но потом пришло время Баха-отца, и вот уже двести лет музыка немыслима без него. То, что мы делаем, в том числе и этот фестиваль, призвано восполнить отсутствие справедливости. Может, то, что звучит, - не все шедевры, но ведь и у гениальных композиторов не все сочинения гениальны. Главное, что у этой музыки есть трогательность, искренность, есть чувство. А репертуарной она не становится из-за боязни концертных организаций, из-за привычек аудитории, из-за консерватизма самих исполнителей. Музыканты любят играть то, что хорошо знают, организаторы не хотят рисковать потерей слушательского интереса, исполнителю лень учить что-то новое, не зная, как это люди воспримут, да еще их об этом никто и не просит. В общем, со всех сторон стимула нет.

    РГ: Ну а вам удалось ввести в активный репертуар хоть какое-то число сочинений, переставших быть только частью вашего индивидуального репертуара?

    Рудин: Из тех, кто занимается историческим исполнительством, многие музыканты открыты для нового. Это люди широких интересов. И если посмотреть на афиши не только Большого зала консерватории или Зала Чайковского, то во всех остальных залах часто встречается такая "забытая" музыка. Сегодня ее уже открыто очень много: почти три тысячи наименований. Хотя я далек от уверенности, что, скажем, соль-минорная Симфония Кожелуха, впервые прозвучавшая у нас на фестивале, сразу попадет в широкий репертуар. Пусть она звучит хотя бы раз в год - это уже успех.

    РГ: На фестивале звучали подлинные инструменты времени Гайдна или копии струнных инструментов? И второе: почему сейчас так раздувается тема антикварных инструментов и насколько это актуально для исполнения музыки XVIII века?

    Рудин: Это очень принципиальный вопрос. На нашем фестивале звучал хаммерклавир - это исторический аутентичный инструмент. Но мы играли на современной копии хаммерклавира: превосходный инструмент, именно его краска звучания была для наших программ чрезвычайно важна. Практически все аутентичные инструменты сейчас - я имею в виду не струнные, а рояли, духовые - копии, потому что инструментов того времени почти не сохранилось. К сожалению, в последнее время, когда возникла мода на аутентичное исполнение, ситуация приняла довольно уродливые, спекулятивные формы. Понятием "аутентизм" часто пользуются люди, которые просто плохо играют. Они начинают играть на старинных инструментах и играют на них так же плохо, как на современных. Кроме того, наш доверчивый и не всегда знающий народ легко обмануть. Например, ряд довольно известных исполнителей и дирижеров заявляют, что, допустим, программа играется на исторических инструментах: это привлекает большое количество публики, пишутся рецензии. На самом деле это ложь и чистой воды надувательство. Программы играются на обычных инструментах. И даже если из тридцати струнников десять взяли барочные смычки, это ни о чем не говорит. Главное в исполнительстве то, что у человека в голове: чувствует ли он верно, представляет ли себе старинную музыку, ее структуру, ее образный строй. Тогда он может играть ее на любых инструментах: на современных, исторических, электронных. Вопрос инструментария вторичен.

    РГ: А вам как исполнителю важно играть на коллекционном инструменте? Чем объяснить небывалый скачок цен на антикварные инструменты?

    Рудин: Это очень сложный вопрос, и меня всегда могут обвинить в том, что я сам играю на очень хорошем инструменте. В свое оправдание могу сказать, что в последние годы часто экспериментирую и играю на разных инструментах, даже записи делаю не всегда на коллекционном инструменте. Конечно, играть на старинном инструменте замечательно. Но одно дело -звучание инструмента, другое дело - его цена. Нормальный музыкант не может позволить себе купить струнный инструмент за 2 миллиона долларов. Это тоже вопрос спекуляции, и к аутентизму не имеет отношения. Это цены, которые создаются и искусственно поддерживаются дельцами, далекими от искусства. Объективно старинные инструменты чаще бывают удачными, чем современные: здесь много факторов - и экология, и другая выдержанность инструментов. Но и в наше время создаются очень хорошие инструменты. Все-таки я считаю, что, кто играет и как играет, важнее, чем то, на чем играет.

    Поделиться