Новости

10.04.2008 00:00
Рубрика: Власть

Сирота местного уровня

Сделает ли новый закон патронатные семьи счастливее?

Надо сказать, что закона "Об опеке и попечительстве", который обсуждали вчера во второй раз депутаты Госдумы, до сих пор у России не было.

Все вопросы опеки и попечительства содержались в различных законодательных актах - регламентировались Семейным, Гражданским и другими законами.

Жизнь же давно требует кардинального реформирования всей системы опеки: к ситуации в сфере детского сиротства в России более всего подходит такое определение, как "запущенная".

Судьба у документа, который обсуждался вчера депутатами во втором чтении, непростая, а история его долгая. Дело в том, что с 2005 года существовало два проекта. Один, при разработке которого проводились консультации с общественностью и в котором были учтены предложения общественных организаций, занимающихся проблемами сиротства, был подготовлен министерством образования и науки. Второй родился в недрах самой Думы и вызвал резкое неприятие многих практиков и общественности. Более всего это относилось к вопросам патронатных форм воспитания детей-сирот, правовому статусу патронатных семей - патронат как таковой появился в России совсем недавно и работает в различных российских регионах на основе принимаемых там региональных законов. Министерский проект предполагал сделать патронат легитимным на уровне федерального законодательства. Авторы думского проекта были с этим не согласны. И, по мнению их оппонентов, этот законопроект "уничтожал патронат в России". Также большие возражения вызвали положения этого документа, которые по сути запрещали негосударственные приюты для сирот. Против введения таких норм выступила Общественная палата, и Дмитрий Медведев пообещал, что они не будут приняты.

Поэтому после первого слушания законопроекта было принято решение "скрестить коня и трепетную лань" - то есть дополнить думский вариант документа наиболее принципиальными позициями проекта минобрнауки.

В обновленной редакции исключены спорные положения о запрете на негосударственные приюты для сирот. А что касается тех "приемных семей, патронатных семей, которые заключили договоры до введения в действие этого закона, они все будут продолжать существовать. Никто их расторгать не будет", - заявил один из авторов думского варианта закона глава Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Но регулировать вопросы патроната предполагается по-прежнему региональными законами.

Третье чтение законопроекта планируется уже в ближайшую пятницу. Но, судя по всему, дискуссия по содержанию нового закона продолжится и после этого: многие его положения и сегодня вызывают у практиков и общественности возражения.

Компетентно

Алина Левитская, директор департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России:

- В принципе мы считаем: хорошо, что есть движение, - закон принят во втором чтении, закон открывает нам возможности дальнейшей работы, продвижения с учетом опыта российских регионов, внесения соответствующих изменений в будущем.

Рассмотренный вчера депутатами законопроект предполагает, что субъекты РФ вправе принимать свои законы по патронату. Более того, патронатные семьи, которые уже созданы, продолжат свое существование абсолютно легитимно, никакого посягательства на их статус нет. Это оговаривается специальной статьей закона.

Думаю, во всяком случае, что у нас не закрыты пути для совершенствования тех положений, которые приняты на сегодняшний день. Ведь если оглянуться назад, то совсем недавно даже само упоминание о патронате не допускалось...

Власть Работа власти Госуправление Общество Семья и дети Законодательная власть Госдума Защита детей Усыновление сирот