Инновационные программы борьбы с коррупцией в системе закупок российских регионов сэкономили средства, сопоставимые с расходами на содержание правоохранительных служб.
Со времени вступления в силу 94-ФЗ, коррупционные схемы в области размещения госзаказа эволюционируют ускоренными темпами. Отсутствие надлежащей правоприменительной практики закона позволило появиться принципиально новым формам нецелевого расходования бюджетных средств. В качестве примера эксперты контрольных органов приводят так называемые "устойчивые пары" поставщиков, участвующих в размещении государственного заказа и создающих видимость конкуренции.
Механизм действия выглядит следующим образом: для участия в конкурсных процедурах привлекаются несколько организаций (чаще всего 2 или 3), контролируемых из единого центра, при этом одна из них становится победителем, а остальные подают предложения с заранее оговоренной более высокой стоимостью. Таким образом создается эффект, определяемый экспертами как мнимая конкуренция. По данным исследовательского центра "Национальный рейтинг прозрачности закупок, ежегодные потери от мнимой конкуренции могут составлять до 150 миллиардов рублей. Выявить подобные схемы крайне сложно, поскольку размещение заказа в этом случае не сопровождается очевидными процедурными нарушениями.
В настоящий момент единственные попытки найти решение проблемы обнаружения и пресечения коррупции нового типа на госзакупках исходят из нескольких российских регионов - Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской области и ряда других, в которых над решением этой проблемы работают уполномоченные органы по размещению госзаказа. Содержание большинства этих предложений сводится к процедурным улучшениям и, самое главное, внедрению инновационных технологических инструментов, направленных на повышение контроля над действиями заказчиков.
Предложенная регионами инновационная антикоррупционная программа основывается на двух основных инструментах - централизованном проведении закупок на единых площадках и внедрении автоматизированных систем реестров и мониторинга. Например, в Москве на противодействие коррупции нового типа направлена система мониторинга госзаказа АИС ЕРКТ и Единая торговая площадка (ЕТП). Эти решения призваны обеспечить максимальный уровень прозрачности проводимых процедур благодаря открытости всех торгов для участников и независимых наблюдателей.
Принципиально важной составляющей предлагаемой субъектами РФ антикоррупционной программы является система автоматизированного информационного контроля региональных заказчиков. Использование такого рода систем позволяет, в частности, выявить те самые устойчивые пары (тройки и т.д.) поставщиков, участвующих в размещении городского заказа.
Во многих регионах работа по совершенствованию инновационной программы ведется постоянно. Среди последних решений, которые продвигают сейчас несколько регионов, - метод ежеквартального мониторинга эффективности и прозрачности размещения государственного заказа.
Многие из предлагаемых наиболее крупными субъектами РФ решений по борьбе с коррупцией представляют большой интерес для федеральных государственных заказчиков и контролирующих органов, считает партнер юридической фирмы "Альфа консалтинг" Александр Иванов. При этом, подчеркивает он, не следует обходить вниманием и опыт многих субъектов РФ, закупки которых составляют меньшую величину.
Поставщики в большинстве своем положительно реагируют на развитие инновационной практики противодействия коррупции на региональном уровне. К примеру, по мнению Игоря Ильязова, коммерческого директора ООО "ДАВИД1", "такого рода методы достижения внутренней прозрачности могут существенно упростить доступ поставщиков к региональному заказу на конкурентной основе".
Использование инновационных технологий для борьбы с коррупцией до настоящего времени оправдывает себя на практике. Согласно официальной статистике в 2007 году российским регионам удалось сэкономить 104 миллиарда рублей (около 8 процентов объема размещенного заказа), а в 2008 году прогнозируется, что соответствующее значение составит 170 миллиардов рублей.