Телеканалы изо всех сил пытаются не дать заскучать нашему зрителю. Только-только народ - преимущественно женское население - несся после работы домой смотреть мелодраму, как на смену ей пришел новый военный боевик "Апостол".
Двенадцать серий, известные актеры, интрига с режиссерской работой - начал снимать Геннадий Сидоров, который потом стал в титрах называться Иваном Ивановым. А окончил - Юрий Мороз, чье имя и значится на этой работе.
Сразу же появились пиратские копии, и Интернет, еще до начала демонстрации картины по Первому каналу, уже наводнен мнениями о ней. Но в этом не только заслуга пиратов - в Украине фильм был продемонстрирован раньше, чем в нашей стране. Кроме того, компания-производитель "Централ Партнершип" выпустила фильм целиком на лицензионном DVD на две недели раньше телепремьеры именно в целях борьбы с пиратством.
Корреспонденты "РГ" купили на "Горбушке" диск и тоже посмотрели его заранее, перед премьерой.
В целом фильм понравился, особенно игра замечательных актеров Евгения Миронова, Николая Фоменко, Алены Бабенко, Дарьи Мороз и других. Сюжет же чем-то напомнил шекспировские истории про двух близнецов, которых поменяли местами - в фильме речь о том, как один брат - скромный сельский учитель Павел Истомин по требованию НКВД вынужден занять место другого Петра Истомина - матерого уголовника, волей судьбы очутившегося в немецкой разведшколе, где готовили диверсантов. Павел и Петр - отсюда название операции "Апостол". А кто такие апостолы в фильме определяют, как "ловцы человеков".
По ходу того, как интеллигента готовят к новой роли - заставляют учить воровской жаргон, играть в карты, носить фиксу, пить чифир и вскрывать сейфы, герой Евгения Миронова (актер играет обоих братьев) чем-то похож на персонажа Евгения Леонова из фильма "Джентльмены удачи" - директора детского сада, вынужденного переквалифицироваться в уголовника Доцента. Ну а когда Петр-Павел попадает к немцам, зритель начинает испытывать чувство, которое уже было при просмотре фильма "Семнадцать мгновений весны" - "расколется" Штирлиц или нет. Об аналогиях мы спросили у режиссера фильма Юрия Мороза.
- Так сравнивать - нельзя, - сказал он. - Тогда получается, что все сюжеты похожи на "Ромео и Джульетту". А, может, мне кажется, что фильм на "Щит и меч" похож больше, чем на "Семнадцать мгновений весны".
РГ | Вы серьезно?
Мороз | Да. А при чем здесь Штирлиц? В нашем фильме встреча с отцом. А там встреча с женой? Ну и что?
РГ | А переживания зрителя - разведчик - провалится, не провалится. Ощущения сходные.
Мороз | И в фильме "Щит и меч" то же самое. Это все достаточно условные сравнения. Сюжетов-то всего порядка 10 или 12. Когда нашего сценариста Олега Антонова спросили, мол, вот опять у вас братья-близнецы, он ответил: "Ну и что? А если этот сюжет работает на протяжении многих лет, почему его снова не использовать?"
РГ | Почему, на ваш взгляд, сегодня будет актуален фильм, рассказывающий про войну и затрагивающий лагерную тематику?
Мороз | Как вы глубоко копаете? Так исторически складывается. Про лагерную тему - тут понятно. Эти фильмы смотрят, потому что полстраны перебывало в лагерях. Не сами люди, так их родственники. Так что это - родное, понятное и близкое. Что касается военной тематики, трогает она душу русского человека. Знаю по проектам нашей компании "Централ Партнершип", что фильмы о войне идут с хорошими рейтингами. У нас несколько таких проектов: "На безымянной высоте", "Последний бронепоезд", "Ликвидация"…
Конечно, если сравнивать современные картины о войне и те, что снимались в советский период, то они абсолютно разные по подходу и по тематике. Наши современные картины больше уходят в жанровость. Они - более приключенческие, и их авторы не очень заботятся об исторической достоверности.
РГ | Вы наверняка ждете, что зрители, которые будут смотреть "Апостол", станут вас, как и тех, кто создавал "Ликвидацию", упрекать в недостоверности и несоответствии.
Мороз | В принципе, сценарий достаточно правильный с исторической точки зрения. Автор - Олег Антонов занимался серьезно, возился с архивами. Сама коллизия - два брата: один уголовник, которого завербовала немецкая разведка, переправила сюда и он погиб, а второй - учитель - отсиживал в этот момент… Слишком много допущения и придумки, чтобы это было правдой
РГ | как у вас в фильме говорят: слишком много "если"
Мороз | Совершенно верно. Поэтому я и говорю, что современные картины на военную тему отличаются большим количеством "если", уходят в сторону жанровости и развлекательности. Хотя про фильм о Штирлице, наверное, тоже можно сказать, что он весь придуманный.
РГ | В фильме играет ваша дочь - актриса Дарья Мороз. Для роли ей пришлось коротко остричься…
Мороз | У нее после съемки в фильме "Точка" отросли волосы, и ей пришлось еще раз все укорачивать, возвращаться к "ежику".
РГ | А вам не было ее жалко, как отцу - такой беззащитный ежик. И снимать жестокие сцены в психиатрической лечебнице.
Мороз | Прическа - ничего страшного, если такая нужна по роли. А остальное - довольно сложно. В кино меньше чувствуется, чем в театре, но, когда я был на ее спектакле по Валентину Распутину "Живи и помни" (Дарья играет Настену. - Прим. авт.), то вышел из зала физически измочаленный, потому что понимал, как это тяжело дается. Но такая профессия: не затратишься - не сыграешь. В кино несколько другое: один дубль, второй - эксплуатация уже отработанного на театре.
РГ | Как вам работы Миронова и Фоменко с режиссерской точки зрения?
Мороз | Миронов везде играет хорошо: и в "Мусульманине", и в "Идиоте", и в других фильмах. Я его называю артист-печка. Потому что, даже если фильм холодный по режиссуре, по драматургии, если туда внедрить Миронова, он спасает ситуацию, делает картину эмоциональной и теплой. Женя - актер, вокруг которого начинает повышаться температура. Он точно работает - максимально узнает все про своего персонажа, изучает его. Да и в "Апостоле"… С одной стороны, он должен понимать учителя ботаника-очкарика, с другой - уголовника, для исполнения роли которого он специально консультировался.
РГ | Миронов не капризный на съемочной площадке?
Мороз | Без дела не капризный, - скажем так. Что касается Фоменко, то я с некоторым опасением отношусь к актерам, которые активно работают на телевидении, ведут передачи. Мне кажется, что такому актеру сложнее - ему еще нужно преодолеть стереотип зрительского восприятия. Когда он предстает в образе энкавэдэшника, а только что на другом канале вел шоу "50 блондинок", то мне лично это мешает. Мне нужно привыкнуть к нему. В отличие от героя Миронова.
РГ | Но ведь вы Фоменко утверждали на эту роль?
Мороз | В том числе и я, потому что я - один из продюсеров картины.
РГ | Было время, когда даже нельзя было говорить о том, что осужденные сотрудничали с немцами или энкавэдэшниками, не то что кино снимать…
- Это же цена свободы. Фильм-то по большому счету про то, что человек платит за свою свободу и нормальную жизнь близких. Свобода - это в определенном смысле ответственность. В этом контексте интересно наблюдать за персонажем Фоменко. Именно потому, что он - энкавэдэшник, который должен поступать как требует его воинский долг: выполнить операцию, от которой зависит положение на фронте, отправить Апостола в тыл и сделать это так, чтобы его семья не знала, что он - жив. Как он прессует эту несчастную семью - жену и ребенка, при том, что у него у самого жена сидит в лагере! А потом сам оказывается в подобной ситуации… Таково было время. Так складывалась история. С одной стороны, огульно обвинять, что энкавэдэшники, плохие - нет. С другой, говорить, что они хорошие - тоже нельзя. Попытаться найти середину, все-таки оставаясь человеком, в этом и есть плата за право выбора. В этом и есть сложность темы. И хорошо, что можно на эту тему говорить. Думаю, и в наше время такие проблемы существуют для тех, кто связан с государственными заданиями, когда во главу угла ставятся интересы страны, а не личные.
Почему военный фильм не начали показывать 9 мая?
Сергей Титенков, руководитель Дирекции кинопоказа Первого канала:
- Мы сознательно поставили фильм в сетку именно сейчас, понимая, что это - пик телевизионного сезона, вернее - его второй половины. Мы не выпустили кино "под 9 мая" из программных соображений. Возле 9 мая сходятся много праздничных дней. Сериал у нас большой, и чтобы его максимально благоприятно для аудитории показать, а не разбивать на бесконечные выходные, решили фильм приблизить к майским праздникам, начав показ с апреля.
Что означает татуировка на груди у главного героя - оскаленная морда волка?
Она имеет несколько значений:
1. Как волка не приручить к свободе, так и единожды отсидевшего на зоне воля камнем давит.
2. Волк - воровской знак - "Волк волку друг и брат". Оскал "зверя" - символ воровской власти, силы и беспощадности к врагам воровского мира.
Евгений Миронов, рассказывая о том, каково ему было играть диверсанта Петра, он же - вор-медвежатник, признался, что не только придумал персонажу характерную походку, прищур и цыкание, когда у Петра "фикса" вылетает, но и консультировался с неким специалистом по лагерной жизни. Именно этот специалист напел Миронову популярную в лагерях песенку "Отец мой - Ленин, а мать - Надежда Крупская…". Сценарист Олег Антонов подарил актеру книгу с лагерными выражениями, и, по признанию самого Миронова, ему очень хотелось в образе блатного Петра "покупаться". "Останавливала только одна мысль, может, Первый канал не пропустит", - рассказывает Миронов. Но Первый канал пропустил. А раз пропустил Первый, приводим и на страницах "РГ" некоторые термины, которые звучат в фильме (не такие, как фикса или чифир, которые в переводе не нуждаются), чтобы зрители правильно поняли героев. Потому что даже режиссер Юрий Мороз не знает, например, что такое балон или гумузница.
- "Волынка". На жаргоне - пистолет
- "Я манку не секу" - Я тему (или как сейчас говорят "фишку") не понимаю
- "Я не бобик тебе какой-нибудь карманный" - я тебе не человек на побегушках
- "Ты не мастырщик на подсосе, а блатарь на законной отрицаловке"
Мастырщик - осужденный, способный симулировать болезнь или нанести себе телесное повреждение, дающее право помещения в лечебное учреждение. Мастырка - членовредительство; заглатывание инородных предметов.
Подсос - отсутствие средств к существованию; проживание на подачках
Блатарь, собственно говоря, блатной
Отрицаловка - отрицательно настроенные осужденные - заключенные, которые с точки зрения администрации исправительно-трудового учреждения мешают его работе...
- "Тебе придурки сами на цирлах балон принесут"
Балоны - деньги.
Придурки - заключенные, устроившиеся на теплые должности в зоне: на кухню, в хлеборезку, библиотеку и прочее.
На цырлах - бежать или подавать что-нибудь на цырлах значит: и на цыпочках, и стремительно, и с душевным усердием - и все это одновременно.
- "Нюхай! Ноздрей должен чувствовать, кто перед тобой: кум, наседка или гумузница"
Кум - оперативник колонии, который вербует среди арестантов агентов
Наседка - арестант-стукач, которого подсаживают либо в камеру, либо к конкретному заключенному, чтобы выведывал тайны. От банального стукача отличается тем, что работает в камерах сизо или тюрем, то есть на крытых режимах.
Гумза - гадкий человек.
Николай Долгополов, член Общества по изучению истории отечественных спецслужб:
- Я включал телевизор с опаской. Заведомо интересно, но в последнее время о работе разведчиков наснимали столько всякой неправдоподобной ерунды. Зря боялся: пока правдоподобно, без излишних киношных эффектов, которые превращают фильм о разведке в бандитский триллер. Ведь еще великие наши нелегалы Абель-Фишер и Молодый-Лонсдейл восхищались первой серией культового "Мертвого сезона", а вот о второй - с погонями и драками - отзывались саркастически.
"Апостол" во многом держится на Евгении Миронове, и чуть, по-моему, "проседает" на Николае Фоменко, актере прекрасном, однако в типаж чекиста военной поры никак не вписывающемся. Как бы это сказать поделикатнее, уж очень он круглощек. Глядя на военные фотографии людей той поры и профессии, не найдешь среди них плотных и расплывшихся: сухощавые, поджарые, с чертами лица острыми... Впрочем, генофонд наш здорово изменился, а некоторые привычные для военной и довоенной эпохи типажи просто исчезли. Да что там довоенной, если актера на небольшую роль Гагарина режиссер Учитель и то отыскал с великим трудом.
Владимир Федоров, экономист:
Главный герой слишком эклектичен. Он "ботает по фене", все ужимки и прыжки у него как у отъявленного урки. И вот он приезжает с героем Николая Фоменко на родную квартиру, и оказывается, что он воспитывался с гувернером, на рояле играть умеет. Я не верю этому человеку. Это "киношные ходули". Не верю, что вдруг в тюрьме жизнь его так изменила! Хотя игра актеров - блестящая.
И еще. Фильм рассказывает о работниках контрразведки, поэтому хочется видеть более интеллектуальное противостояние между героями. Если сравнить с тем, как это противостояние показано в "Семнадцати мгновениях весны", то "Апостол" здесь пока проигрывает.
Horoschaj, интернет-пользователь:
- Вчера начала смотреть "Апостол". Посмотрела 7 серий. Поразил "спецэффект". Там без конца все они курят. Миронов, Фоменко, Назаров - все. Беспрерывно. У меня появилась тошнота и одышка. Это при том, что уже несколько дней мне страшно хотелось курить.
Расхотелось. Спасибо съемочной группе фильма "Апостол".
Полная версия материала