Юрий Богомолов: артист в юбилейном соусе

Плотная череда юбилеев мастеров культуры в апрельском репертуаре ТВ поневоле побудила приглядеться к национальным особенностям телевизионного чествования.

Парад-алле

Только за последние несколько недель церемониальным шагом юбиляров перед нами прошли Вячеслав Тихонов, Сергей Михалков, Элина Быстрицкая, Александр Митта, Александр Збруев, Владимир Винокур, Александр Белинский, Станислав Любшин, Зураб Анджапаридзе, Алексей Шмаринов, Илья Резник.

На заднем плане (в эфире канала "Культура") можно было заметить фигуры тех, чья жизнь длится дольше века, - великого русского драматурга Александра Николаевича Островского, великого русского композитора Сергея Рахманинова, великого русского философа Ивана Ильина, великого русского музыканта Генриха Нейгауза, великого русского актера Андрея Попова, великого немецкого дирижера Герберта фон Караяна.

Сразу стоит заметить, что круглые даты популярных и просто знатных артистов, как тех, кто ушли, так и ныне здравствующих, - спасение для нашего ТВ от скуки и стандарта и просто от культурной контрреволюции.

Еще это - возможность "посмотреть да посравнить век нынешний и век минувший" отечественной и мировой культур.

Еще это - естественная потребность "присвоить" лучшее из того, что было в далеком и недалеком прошлом.

Другое дело, сами чествования нередко выглядят стандартными и формализованными донельзя.

В жанре посвящения

Конструкция типового "датского" документального фильма, скажем, о всенародно признанном актере незамысловата. Ее стержень - интервью героя (или героини), где он (она) излагает более или менее подробно перипетии своей биографии. По полям повествования разбросаны синхроны его коллег, друзей, родственников и иногда госвипов. Все это прострочено нарезкой микрофрагментов из фильмов и спектаклей с участием юбиляров и скреплено закадровым текстом, читаемого артистом.

В такой формат легко вмещается любой именинник, хоть с драматической, хоть со счастливой судьбой, от победительной Элины Быстрицкой до рано состарившейся Натальи Кустинской - актрис со столь разными творческими и житейскими биографиями.

Нельзя сказать, что телевизионщики не пробовали оживить формат какими-нибудь его новыми версиями. Памятны попытки Феклы Толстой посадить в центре богато оформленной студии юбиляра, например Алису Фрейндлих, и одаривать ее сюрпризами в виде приятных гостей, трогательных посвящений, нечаянных встреч.

Версия быстро приелась, несмотря на актерское мастерство и тех, кого поздравляли, и тех, кто поздравлял. Зрелище получалось до невозможности приторным.

Алексей Пиманов на пару с Леонидом Якубовичем придумали программу "Последние 24 часа из жизни..." Вместо точек вставлялась фамилия большого артиста, режиссера. Это могли быть Андрей Миронов, Виталий Соломин, Александр Абдулов, Юрий Никулин, Любовь Полищук... Они делались не "под даты", но ими теперь с руки отмечать даты посмертных юбиляров. Потому что интонация повествователя Леонида Якубовича в них, как и подобает моменту, торжественно скорбная.

Самовеличальные

Проще всего дело обстоит с величальными в адрес юмористов и поп-артистов. Тут телевизионщикам не приходится особо ломать голову. Петросян или Лещенко, или тетя Соня (Клара Новикова) сами себе умеют организовать праздник. Тут каждому из них стоит только заикнуться о знаменательном дне рождения, как все его коллеги, друзья спешат с букетами, песнями, с пародиями и дружескими шаржами. И праздник внутри корпорации баловней судьбы становится праздником для целой страны.

Только что мы таким образом отметили круглую дату Владимира Винокура. Этому имениннику хватило одного вечера. А Петросяну, например, мы это помним, было мало. А Кобзону недостало места на одном канале, и он со своими гостями распространился на обе главные кнопки ТВ. Причем одновременно.

Исповедальные

В качестве таковых, когда на минувшей неделе праздновался юбилей Элины Быстрицкой, было использовано ток-шоу "Сто вопросов взрослому" и программа "Женский взгляд с Оксаной Пушкиной".

Но мне больше по сердцу цикловые передачи "Театральная летопись" и "Линия жизни". Почему-то именно в них, или благодаря чему, артисту удается быть искренним без лукавства, глубоким - без натуги.

Правда, тут нужна оговорка. Не каждому персонажу этот подиум удобен. Скажем, такому пафосному артисту, как Василий Лановой, он не очень годится. Ему требуется трибуна повыше. Ему нужен зал не просто внимательный и заинтересованный, а влюбленный в него, тающий под его взглядом, млеющий от его голоса.

Вот юбиляр Станислав Любшин идеально вписался в рамку цикла "Театральная летопись", что прошла на этой неделе. И мне кажется, что я понял, в чем удача его выступления в этой передаче. Разумеется, в том, что рассказал артист, в тех подробностях, которыми он поделился со зрителями, в том, с каким неброским, непретенциозным достоинством он это сделал. Но, пожалуй, главный секрет его успеха - он не сфальшивил в роли самого себя. Немногим даже очень хорошим артистам такое удается.

Из последних удач такого рода - Зинаида Шарко, Алла Покровская, Сергей Гармаш.

Труднее всего, пожалуй, приходится артистам маститым и очень маститым. Они претендуют не на тот или иной формат; они сами себя чувствуют форматом.

В таком качестве в последнее время выступили Вячеслав Тихонов, Сергей Михалков. Что-то подобное в минувшую субботу должна была почувствовать Элина Быстрицкая, когда все новостные выпуски на всех телеканалах пестрели сюжетами о ней, и каждый канал посвятил имениннице по передаче, а "Культура" - даже две. Приятно, должно быть, актрисе. Но сами телеканалы выглядели не очень достойно. Было даже опасение, что они вот-вот лоб расшибут.

Кстати

По мне лучшим из всех юбилейных приношений недели оказалось то, коим было отмечено 100-летие Герберта фон Караяна, - документальный фильм Робера Дорнхельма "Красота, как я ее вижу".

...Вовсе без приношений осталась справившая недавно свое 50-летие голливудская актриса Шэрон Стоун.

Если, правда, не считать таковым ернический сюжет в аналитической программе "Постскриптум".