Корреспондент "РГ" за новостями ушел в астрал

Газеты Приамурья заполнены объявлениями об услугах гадалок. Мы решили проверить, насколько точен такой мистический бизнес.

Уходим в астрал

Легенда о пропавшем родственнике возникла на редакционной летучке. "Жертвой" мужественно согласился стать наш выпускающий редактор Марк. Правда, для этого пришлось над ним поработать, изменив вполне интеллигентную внешность. Трехдневная щетина, куртка с чужого плеча, пустой взгляд в сторону - фотография пропавшего родственника из отдаленной деревни получилась вполне реалистичной.

Открываю рекламную газету и изучаю первые попавшиеся объявления. Предлагается: чистка ауры, предсказание, ясновидение, работа "по методу бабки". Звоню по первому номеру.

- Помогите, пожалуйста! Брат двоюродный пропал. Два месяца найти не можем, - жалобно блею я в телефонную трубку.

- Приходите в четверг, мне нужно в астрал входить, дело это непростое. Консультация стоит триста рублей, - сурово отвечает женский голос.

Жду четверга, иду по адресу и нахожу обшарпанную пятиэтажку на одной из городских окраин. В грязном подъезде выстроилась очередь к медиумше Ларисе (так ее называют стоящие здесь со скорбными лицами люди). Минут через сорок я оказываюсь в тесной двухкомнатной квартире, пропахшей китайскими благовониями.

Хозяйка - полная женщина с отечным лицом. Одета вся в черное. Она приглашает меня присесть на проваленное кресло. Я повторяю легенду про пропавшего родственника и достаю фотографию.

Едва бросив на нее взгляд, тоном прокурора медиум изрекает:

- Вас бог наказал!

Быстрой скороговоркой медиум начинает перечислять возможные грехи моего рода.

- Я не за этим к вам пришел, помогите родственника найти, - робко мямлю я.

Хозяйка замолкает и пристально смотрит на фотографию.

- Ваш брат в Китае прячется, недалеко от границы. Еще долги его вижу, сумма приличная.

Минут пять уходит на советы типа "вам нужно найти рыжую женщину, которая поддерживает с ним связь". Пытаюсь узнать подробности, но не тут-то было.

- К лету найдется, не переживайте, - прерывает меня Лариса. - До свидания! С вас триста рублей за консультацию.

Ищите на Украине

Твердо решив проверить, как именно работают "по методу бабки", я звоню еще по одному объявлению. Наконец трубку берут. После долгих переговоров собеседница просит перезвонить в другое время, вкрадчиво интересуясь, обращались ли мы в милицию и как зовут пропавшего брата.

В назначенное время нахожу ухоженный дом с высоким забором. На трель звонка выходит угрюмый мужик.

- Здрасьте, я по объявлению.

Он молча провожает в дом.

- Тань, там к тебе пришли! - басит мужик.

Из глубины дома выходит женщина: бальзаковский возраст, застиранный халат, короткая стрижка, зоркие глаза. Я заученно рассказываю легенду, протягиваю фотографию "пропавшего брата".

- Этого мне не надо, я молитвами попытаюсь понять. Два месяца - это большой срок. Что же вы так затянули? - отчитывает меня хозяйка.

На конфорку электроплиты кидаются кусочки ладана, хозяйка зажигает три свечи и скороговоркой начинает бормотать молитвы. После пятиминутного транса она изрекает:

- Он на Украине, скорее всего в западной ее части. Вижу, что имеет дело с какими-то цыганами.

- Да он цыган всегда стороной обходил!

- Не знаю, кого он обходил! Но чернявых женщин вижу рядом с ним, - резюмирует экстрасенс.

Метнувшись в комнату, она выходит с ученической тетрадкой в руках.

- Тут знаешь, сколько благодарностей от людей! Я вам помогаю, а сама потом болею, не могу энергию восстановить.

По тональности голоса становится понятно, что пришло время расплачиваться за наивность. Отдаю двести пятьдесят рублей.

- Уже год цену не повышаю. Людей жалко, - доносится мне во след.

Небесный врач

Сухощавый мужчина с низким прокуренным голосом называет себя Виктором и говорит, что он бывший врач. Виктор оставил медицину и составляет теперь индивидуальные гороскопы.

Врач-астролог заносит мои данные в видавший виды компьютер. Через несколько минут принтер выплевывает пару листов убористого шрифта. В нем ни слова о пропавшем человеке.

- По звездам получается, что брат у вас в казенном доме. Проверьте психбольницу, - расшифровывает написанное Виктор.

Потом он пытается рассказать о том, что уже несколько лет не может издать свою книгу.

Двести пятьдесят рублей за пятнадцать минут "астрологического шоу" тонут во влажной ладошке экс-доктора.

Кто проверит колдуна? Насколько законна деятельность знахаря или экстрасенса? Как оградить доверчивых граждан от беззастенчивого обмана и выкачивания денег?

Компетентно


Валентин Бурсянин, помощник прокурора Амурской области:

- Как правило, гадалки и ворожеи нигде не регистрируют свою деятельность и работают незаконно. Но все, что попадает под формулировку "оказание услуг населению", должно контролироваться. В данном случае - территориальным органом Роспотребнадзора. Услуги экстрасенсов, ясновидящих, колдунов и знахарей (а они настойчиво предлагают их населению в рекламных объявлениях) тоже подлежат контролю. Сотрудникам Роспотребнадзора необходимо проводить специальные рейды: под видом клиентов приходить и проверять тех шарлатанов, которые обманывают население. Потом им следует информировать о подобной деятельности милицию и прокуратуру.

Инна Карташева, сотрудник УВД по Амурской области:

- Объявление в газете - это не уголовно наказуемое преступление. Его может дать каждый. А граждане сами вправе решать, к кому им обращаться за помощью, где искать поддержку. Могу сказать, что милиция работает только по заявлениям граждан. Если вы столкнулись с тем, что вас обманули, напишите в правоохранительные органы заявление. Пока же, по нашим данным, заявлений от амурчан по поводу фактов мошенничества различными экстрасенсами к нам не поступало.

Александр Федоров, врач-психотерапевт:

- В девяностые годы у населения заметно возросла тяга ко всяким чудесам. Обычно такие всплески происходят в годы социально-экономической нестабильности. В обществе всегда есть люди с мистическим мышлением, которые при малейших жизненных трудностях готовы идти ко всякого рода прорицателям и колдунам. Как врач, говорю, что знаю массу случаев, когда больные затягивают диагностику и лечение болезни. Походив по всевозможным "бабкам", они приходят к докторам с большим опозданием, когда помочь уже невозможно. Законом этого не запретишь, но под контроль общества деятельность знахарей и прочих кудесников поставить надо. Иногда психологический ущерб бывает гораздо значительнее материального.