Представители бизнеса, науки и власти обсудили, каким образом внедрение кластерной политики может повысить конкурентоспособность региона. Дискуссия в режиме "круглого стола" показала, что зачастую созданию промышленных объединений на территории области препятствует отсутствие инициативы "снизу" и не всегда ясное понимание целей самими промышленниками.
Теория для практиков
По словам Юлии Лавриковой, ученого секретаря института экономики УрО РАН, в Свердловской области есть масса традиционных отраслей, в которых создание кластеров было бы наиболее эффективным: машиностроение, металлургия, приборостроение. По оценкам ученых, Свердловская область обладает серьезными возможностями для развития подобной формы организации бизнеса.
- Значительный инвестиционный и инновационный потенциал области обуславливает наличие благоприятной бизнессреды, - рассказала Юлия Лаврикова. - Еще одна особенность региона - наличие экспортноориентированных производств. На основе подобных предприятий возможно формирование национальных кластеров по типу "сверху вниз". Другая особенность области - наличие быстро растущего бизнеса, что обеспечивает возможность формирования региональных бизнесобъединений - "снизу вверх". Высокая концентрация производства влияет на модель: для нашей области будут характерны кластеры с выраженным центральным элементом (крупным основным предприятием).
Экономические выкладки позволяют отнести Свердловскую область к числу так называемых "звездных регионов", в которых возможно создание трех и более кластеров. В качестве примеров были приведены две разработки, выполненные институтом экономики: "Титановая долина" на базе ВСМПОАвисма и "Уральский автомобильный кластер" - вокруг новоуральского предприятия "Автомобили и моторы Урала" (АМУР).
В первом случае кластер строится по принципу "сверху вниз". Инициатива разработки концепции принадлежала Герману Грефу в его бытность главой МЭРТ. Задача этого кластера - привлечение иностранных инвесторов, которые будут вкладываться в технологии более глубокой переработки титана. Целевой ориентир - повышение доли России на мировом рынке титанового производства на восемь процентов. При этом ожидается, что каждый инвестпроект внутри "Титановой долины" будет иметь федеральную поддержку: налоговые льготы для выпуска медицинских имплантатов, освобождение от таможенных платежей производства компонентов авиастроения. Областные власти при этом создают общие благоприятные условия для развития, обеспечивают региональные и муниципальные налоговые льготы, а также долевое финансирование капитальных вложений в инфраструктуру.
Целью автомобильного кластера, занимающегося сборкой китайских легковушек и грузовиков, названо размещение производства автокомпонентов в размере 30 процентов от стоимости собираемых машин на предприятиях Свердловской области. В основу концепции этого кластера легла так называемая англосаксонская модель, предполагающая, что роль федеральных властей ограничивается лишь устранением барьеров. В качестве меры поддержки со стороны "регионалов" значится создание и развитие Новоуральского автомобильного технопарка как части инновационнопроизводственной инфраструктуры, введение налоговых льгот и долевое финансирование капитальных вложений.
Однако это лишь теория.
Кластером по ОЭЗ
Модное словечко "кластер" вслед за представителями науки полюбили власть и бизнессообщество. Оно активно начало вытеснять другое понятие - особая экономическая зона, некогда особенно громко звучавшее в отношении проекта "Титановая долина". Однако надежды на создание ОЭЗ увяли: Федерация не включила Средний Урал в число экспериментальных регионов. Сегодня "Долина" рассчитывает развиваться за счет создания кластера. По словам Сергея Леднова, заместителя директора корпорации ВСМПОАвисма, это позволило бы организовать, например, цех по переработке отходов основного производства или перейти от изготовления штамповок к выпуску обработанных деталей.
Возникает логичный вопрос: что же мешает промышленникам просто открывать новые цеха?
- Нет средств для развития производства в том объеме, какой нужен России. Необходимы государственные гарантии и меры поддержки, - уточнил Леднов. - Кроме того, при помощи кластера мы могли бы привлечь новые технологии.
Позицию власти озвучил министр экономики и труда Свердловской области Михаил Максимов:
- Мы готовы передать концепцию кластера в федеральные структуры. Чем они могут вам помочь? Какие необходимы меры? Инициатива все равно должна исходить от бизнеса, так же, как и выработка стратегии, и создание информационного пространства с участниками объединения лежат на вас. В случае ОЭЗ Минрегионразвития могло бы взять на себя расходы по созданию инфраструктуры, в случае создания кластера - инициатива ваша. Кто станет организующим ядром этого процесса?
Частично на это вопрос ответил Павел Чернавин, генеральный директор ЗАО "Автомобили и моторы Урала", на базе которого создается "Уральский автомобильный кластер":
- Как я это вижу? Я заинтересован в создании кластера, значит, должен чтото вложить. Например, мы выделяем цех, где будет создан технопарк. Область в этом заинтересована? Да. Значит, на мой взгляд, она должна взять на себя решение организационных задач - прежде всего контакты, в том числе и с Федерацией. Потому что нельзя участников кластера гонять по всем кругам чиновничьего ада.
Нашелся и источник финансирования подготовки производства будущих участников кластера. Это могут быть трехлетние кредиты с двухлетним мораторием по уплате процентов. Однако банки, согласно инструкции Центробанка 254"п", автоматически заносят все кредиты малому бизнесу в разряд ненадежных. Изза этого кредитные учреждения вынуждены резервировать средства по подобным операциям в размере от 20 до 100 процентов займа. Поэтому, по мнению бизнесменов, областное правительство должно взять на себя и миссию создания благоприятного климата, в том числе и кредитного.
Оживленную дискуссию вызвал вопрос, лежащий скорее в плоскости теоретической: почему таким перспективным считается именно кластерная форма организации производства, а, к примеру, не холдинговая?
- Холдинг - это попытка построить "госплан", - считает Павел Чернавин, - то есть мощную организацию, которая сама за все отвечает, сама все планирует. А "кластер" - это проявление инициативы на местах. Предприятия, входящие в объединение, не должны думать, где использовать, скажем, титан, их дело - выпускать продукцию хорошего качества. Именно им, а не головному предприятию, нужно помочь на старте.
По мнению Александра Луговцева, генерального директора ОАО "Свердловский инструментальный завод", понятие "кластер" вообще лежит в области государственной политики.
- Если государство, в котором разрушено машиностроение, поставило задачу догнать и перегнать ведущие страны мира, необходимо принимать масштабные меры. Мировой машиностроительный комплекс созревал в условиях конкуренции более сотни лет, мы же работали в условиях Госплана, и каждый выпускал то, что было предписано. Сегодня государство не может помочь адресно каждому, да и не надо. Важно нащупать узловые точки, помогая развить которые, оно поможет всем.
Помоги себе сам
И все же меры государственной поддержки - это вопрос, к которому так или иначе возвращались все участники "круглого стола". В качестве примера Александр Макаров, начальник отдела машиностроения и обороннопромышленного комплекса министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области, привел ситуацию с ОАО "Артинский завод".
- Арти - одно из самых "убитых" муниципальных образований области. Кроме одного завода, где трудится полторы тысячи человек, работать там негде. Поэтому судьба города полностью зависит от того, насколько завод сможет вписаться в кластер. Как поступило предприятие? Оно получило от завода АМУР заказ и давальческое сырье. Однако столкнулось с тем, что нет оснастки для производства. Для того чтобы ее заказать, необходимы время и деньги. Мы договорились с руководством предприятия, что оснастку изготовят инструментальное производство Уралвагонзавода и корпорация "ПумориСИЗ" на условиях кредита. Правительство включило Артинский завод в перечень предприятий, которым нужно срочно дать бюджетный кредит сроком на пять лет, чтобы оно смогло в течение буквально двух кварталов стать полноценным участником Уральского автомобильного кластера.
Павел Чернавин поддержал такую позицию.
- Я заинтересован в развитии производства на территории области. Зачем мне зависеть от какихто иностранных производителей? Но ведь и власть в этих предприятиях заинтересована не меньше.
Теория и пусть небольшая, но уже наработанная собственная практика таковы, что конструкция каждого кластера индивидуальна, поэтому меры поддержки должны быть разные. Одному нужно землю, другому - инфраструктуру, третьему необходима политическая благосклонность, четвертому - кредиты.
- Конечно, мы завидуем Калужской области, которая смогла компании "Фольксваген" предоставить пятилетнюю отсрочку по уплате всех областных и муниципальных налогов, - отметил представитель министерства. - Наверное, и в Свердловской области такое возможно, но нам пока не удалось ни по одному из подобных предложений добиться у Федерации режима наибольшего благоприятствования.
Участники "круглого стола" отнесли к числу уже работающих на территории области кластеров ряд промышленных предприятий. Например, Уралвагонзавод с бронетанковым и тракторным проектами. Уральский завод железнодорожного машиностроения использует кластерный подход при выпуске электровозов нового поколения. Да и Уральская горнометаллургическая компания имеет все пять признаков кластера: локальное территориальное расположение, внутренняя интеграция (и вертикальная, и горизонтальная), единая политика, единое инвестирование и конечный продукт, а также поддержка территории.
По словам Александра Макарова, в Свердловской области сегодня расположено порядка 15 крупных приборостроительных предприятий и около ста малых.
- Год назад мы попытались создать технопарк "Приборостроение" на свободных площадях НПО Автоматики, - рассказал Макаров. - Но это ФГУП, и, к сожалению, наши попытки уперлись в то, что федеральному унитарному предприятию очень сложно вычленить отдельные площади. Хотя при этом отношения крупного предприятия и десятка мелких, которые сегодня арендуют производственные площадки, демонстрируют все элементы кластерного взаимодействия. То есть малое предприятие сохраняет за собой ноухау, рынок сбыта, а "родительская" компания обеспечивает выполнение всех сервисных, инфраструктурных функций, включая основные производственные операции.
- Когда мы говорим о помощи кластерам, мы должны понимать, что в современном мире это вообще отдельная компетенция - получать помощь на конкурсной основе. И этим - участием в тендерах, конкурсах, получением грантов - может заниматься отдельное агентство, которое выступит институтом развития внутри кластера, - предложил декан факультета экономики УрГУ Сергей Кадочников. - Еще одна цель - подтягивать университеты и НИИ к кластерам, чтобы реализовывать совместные проекты, "затачивать" студентов, чтобы потом они работали только на вас.
Среди перспективных направлений для внедрения кластерного подхода организации производства эксперты также назвали выпуск медицинской техники, фармацевтической продукции, промышленный дизайн. Даже недавно пришедшая в регион шведская "Икеа" могла бы стать зародышем будущего кластера.