Приобретая в супермаркетах тот или иной товар, многие из нас даже не задумываются, сколько каждый раз мы переплачиваем за его упаковку. Но, как выяснил корреспондент "РГ", для производителя эти затраты вполне оправданны.
Вместо сетки - крафтпакет
На Южном Урале рынок упаковки начал формироваться еще в 1990-х. Хотя, конечно, тогда он был весьма скромным: для продовольственных товаров использовались в основном полиэтиленовые пакеты. Крупы, сахар, макаронные изделия и овощи именно в таком виде и поступали на неказистые полки продмагов и универсамов Челябинска. Колхозы и совхозы в те времена мало интересовались вопросами реализации выращенной продукции, а тем более ее упаковки. Да и покупатель был менее придирчив.
Сегодня ситуация в корне изменилась. В прежнем виде продукцию села простонапросто не примут ни в одном супермаркете. Представители крупных сетевых магазинов области уверены, что поступать в продажу должны только рассортированные овощи, мытые и в упаковке. Причем именно самим хозяйствам предстоит позаботиться о товарном виде выращенной продукции.
Основные требования "сетевиков" к упаковке продовольственных товаров - прочность, красочность и экологичность: продукция не должна портиться. Желательно, чтобы на упаковке был проставлен штрихкод. Привычные сеткирукава, до сих пор еще используемые, предлагается заменить на крафтпакеты - бумажные кулечки с прозрачным окошечком, через которое покупатель может видеть каждую картофелину. В продаже уже можно встретить подобным образом упакованный картофель по 2,5 килограмма, правда, пока только импортный. Его цена в два раза выше, чем у "второго хлеба", выращенного на южноуральской земле.
В Челябинской области крафтбумага в основном используется для упаковки хлебобулочных изделий или промышленных товаров. Себестоимость бумажного пакетика с окошком отнюдь не малая - девять рублей, потому что не местные предприятия занимаются его изготовлением, а производители из Финляндии.
- Картофель в бумажной упаковке продается в супермаркетах, расположенных в центре мегаполиса, где чаще встречается покупатель с высоким уровнем доходов. На такую продукцию есть спрос, товар на прилавках не залеживается. Однако использовать эту упаковку во всех магазинах сети бессмысленно, - считает Ольга Рослякова, менеджер отдела закупок одной из крупных сетей. - Мы считаем уместным оставлять в торговых залах и "овощные развалы": некоторым покупателям нравится выбирать самим.
В управлении по торговле и услугам администрации города уверены, что упаковка картофеля в бумажные пакеты не приживется повсеместно, особенно в малых городах. Недоверчивые покупатели не возьмут товар, пока не убедятся, что в кульке нет "гнилушек" или еще каких сюрпризов. А вот мелкой расфасовкой овощей и картофеля, пусть даже в сетки, необходимо заниматься самим сельхозпредприятиям.
- Мелкой расфасовкой зеленных - сельдерея, салата, укропа - в Челябинске пока занимается только хозяйство "Тепличное". Зелень высаживают в специальные горшочки, вместе с которыми растение и продают, когда оно вырастает, - рассказывает Валентин Барановский, заместитель начальника управления по торговле и услугам Челябинска.
Без кулька на полку не попасть
В минсельхозе области настаивают, чтобы руководители сельхозпредприятий уже сегодня обратили пристальное внимание на упаковку продукции, а не дожидались нового урожая и потом сетовали на проблемы с его реализацией.
- Мы настоятельно рекомендуем крупным сельскохозяйственным предприятиям не отдавать доходы перекупщикам, а устанавливать у себя оборудование, необходимое для чистки, расфасовки и упаковки. Пока большинство хозяйств области отдают посредникам продукцию в грязном виде, в сетках по 40 килограммов, - рассказывает Лидия Смирнова, главный специалист отдела по развитию растениеводства минсельхоза области. - Но есть и другие примеры. Первой напрямую работать с сетевиками стала агрофирма "Ильинка", она занимается сухой очисткой и упаковкой. Поставляет продукцию на прилавки в течение всего года. Активно взаимодействует с супермаркетами СХП "Береговое", недавно приступило к фасовке и упаковке немытой продукции СХП "Красноармейское". Теперь каждый килограмм картофеля им удается реализовать примерно на рубль дороже.
В среднем стоимость сеткирукава или полипропиленового пакета - около одного рубля. Если расфасовка происходит вручную, удорожание составляет еще примерно два рубля.
По словам коммерческого директора агрофирмы "Ильинка" Николая Исаева, "сетевики" не заинтересованы в подорожании упаковки. В ближайшее время в агрофирме планируют приобрести дополнительное оборудование, которое позволит автоматизировать и ускорить процесс: упаковывать по пять тонн продукции в час вместо трех тонн в день, как сегодня.
Некоторые южноуральские сельхозпредприятия уже освоили технологию классификации овощей и картофеля, установив специальные сортировочные столы немецкого производства. Картофель, лук, свекла и морковь, попадая на такой стол, сортируются по размеру на три группы. Участие человека в этом процессе минимально, так как передвижение овощей осуществляется с помощью телескопических транспортеров, которые способны доставлять продукцию на высоту более пяти метров, если хранилище, конечно, наземное. А на Южном Урале таких единицы. Один только сортировочный стол стоит около пяти миллионов рублей, комплекс оборудования - восемь миллионов. Предприятию, производящему около десяти тысяч тонн картофеля в год, необходимо, по мнению экспертов, установить минимум четыре таких комплекта. Но, кроме того, нужно построить и наземное хранилище, а это минимум 60 миллионов рублей. Такие затраты могут позволить себе только крупные сельхозпредприятия с годовым оборотом не менее 300 миллионов рублей.
Руководители сельхозпредприятий подсчитали, что на приобретение комплекса оборудования по сортировке и упаковке овощей и картофеля, а также покупку холодильного оборудования на четыре тысячи тонн требуется около 80 миллионов рублей. Окупятся затраты минимум через полтора года.
Зато специалисты минсельхоза уверены: если уже сейчас дорогостоящее оборудование для упаковки установит большинство сельскохозяйственных предприятий области, с реализацией урожая этого года проблем не возникнет. Поставки в сетевые магазины увеличатся процентов на 60.
"Говорящая" обертка
Сегодня упаковка призвана не только привлекать внимание покупателя, но и информировать. Кроме традиционных данных - даты сортировки продукции, срока годности и способа приготовления, на упаковке продовольственных товаров должна присутствовать информация о классе продукта.
Предприниматели сегодня заботятся о качестве обертки порою больше, чем о самом продукте, тем более что рынок упаковки отличается разнообразием. Многочисленные фирмы, количество которых резко возросло за последние три года, активно предлагают кульки и коробочки с нанесением рисунка, индивидуального логотипа, фирменного знака.
- От упаковки зависит не только внешнее восприятие товара покупателем, но и качество продукта. Поэтому товаропроизводители сегодня тщательно следят за процессом упаковки своей продукции, - считает Светлана Ожеред, пресссекретарь Роспотребнадзора области. - За последнее время жалоб потребителей на некачественную упаковку продуктовых товаров или ее отсутствие не поступало.
Отвлекать внимание покупателя от качества продукции при помощи красочной обертки - тенденция, более характерная для областного центра.
- Реализуемый в розничной сети магазинов картофель у нас вообще спросом не пользуется. Среди саткинцев намного больше желающих его продать, чем приобрести. Частники в ведрах тоже выставляют картофель отборный, даже мытый, но никто из них упаковкой не занимается - невыгодно. Жители района все равно не стали бы переплачивать за обертку, - уверена Галина Лучевникова, начальник отдела по координации потребительского рынка администрации Саткинского района.
Впрочем, бизнес обычно сам определяет, куда выгодно вкладывать деньги. И если красивая обертка помогает продвигать товар, это направление будет развиваться.