В столице не осталось экологически чистых районов

Весной нестерпимо тянет на улицу - подышать свежим воздухом. Но может ли он быть чистым в большом городе?

Есть ли вообще в Москве районы, где "вольно дышит человек", не опасаясь глотнуть какого-нибудь бензапирена, свинца и других неприятных примесей?

С этими вопросами корреспондент "РГ" обратился в государственное природоохранное учреждение (ГПУ) "Мосэкомониторинг" к врио директора Полине Захаровой.

Пять шагов в сторону

Российская газета : Полина Владимировна, ответьте прямо: чем дышат москвичи?

Полина Захарова : В Москве, как и в любом мегаполисе, хватает источников загрязнения воздуха. Это и промышленные предприятия, и теплоэнергетический комплекс, но главное - автотранспорт, на долю которого приходится 83 процента всех выбросов вредных веществ в атмосферу. Если посмотреть на нашу экологическую карту, то вдоль всех крупных магистралей толстыми серыми полосами обозначены следы загрязнения. В часы пик, когда на дорогах пробки, тут, конечно, лучше не дышать полной грудью. Впрочем, в Москве уже 3,5 миллиона машин, так что дороги пустыми практически и не бывают.

Главным образом два вещества портят нам воздух: диоксид азота (от продуктов сжигания любого вида топлива) и мелкие взвешенные частицы (промышленный след).

Но загрязнение воздуха у автотрасс носит локальный характер. Уже на тротуаре, на расстоянии 1,5 метра от дороги, оно снижается в 3 раза, на расстоянии 10 метров - в 7-8 раз. Обычно здесь проходит первая линия домов, которые заслоняют жилые дворы от загрязнения. Во дворах, как показывают замеры, воздух в основном соответствует нормативам. Исключение - по диоксиду азота. Кроме того, палочкой-выручалочкой выступает сама природа: дождь, ветер, снег удаляют "грязь" из городского воздуха.

В общем, среднегодовые показатели загрязнения воздуха не превышают норму - 0,9 ПДК (предельно допустимая концентрация).

РГ : Этот показатель - вроде пресловутой средней температуры по больнице или среднего дохода по стране...

Захарова : В общем-то, да. Но в Москве воздух контролируется с помощью 34 автоматических станций, установленных в разных районах города. Здесь каждые 20 минут берутся пробы, и мы получаем данные в режиме реального времени. Они открыты для населения.

Территории, не охваченные автоматическими станциями, контролируются передвижной экологической лабораторией с современным газоаналитическим оборудованием.

Миф о розе

РГ : Можете назвать районы, где воздух чище? Если судить по ценам на жилье, которые заявляют риелторы, то Крылатское (как и весь запад) считается экологически чистым районом, а юго-восток - нет. Якобы роза ветров сдувает туда всю гадость. Это подтверждается вашими данными?

Захарова : Я не раз развенчивала эти мифы. Повторюсь: главный загрязнитель атмосферы - автотранспорт. А трассы по всему городу. Какой крупный проспект ни возьми - хоть на западе, хоть на юго-востоке - чистого воздуха там не найти. У нас станция контроля стоит на Кутузовском проспекте, на пересечении с Третьим транспортным кольцом - там при интенсивном движении (а другим оно здесь не бывает) постоянно фиксируем превышение формальдегида, диоксида азота. А район - ничего не скажешь - престижный, и квартиры дорогие. Если уж называть экологически благополучный район, то это скорее Зеленоград.

Что касается розы ветров, которая относит все вредные вещества на юг и юго-восток, то мы проверяли это на Останкинской телебашне, где расположены наши метеоточки. Никакого преобладания ветра в юго-восточном направлении нет.

РГ : Почему же именно от жителей юго-восточного и восточного районов Москвы поступает больше всего жалоб на качество воздуха?

Захарова : В Марьине есть наша станция. По тем веществам, которые она измеряет, разницы в уровне загрязнения с другими районами практически нет. Но недели две в году там стоит неприятный запах сероводорода, который, конечно, вызывает у жителей опасения. Скорей всего это влияние Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ) или Курьяновской станции аэрации. Но ни один прибор не в состоянии зафиксировать и измерить запах. Это свойство носа.

Вокруг МНПЗ у нас веером стоят 4 станции, которые круглосуточно контролируют содержание в воздухе как традиционных загрязняющих веществ, так и специфичных для выбросов МНПЗ. Это необходимо, чтобы в случае какого-нибудь ЧП не причинить вред здоровью окрестных жителей.

Конечно, соседство предприятий, особенно ТЭЦ, мало кому по душе. Но на всех электростанциях действуют системы контроля, выбросы происходят на большой высоте и размазываются по всему небу.

К чему бы медведь в городе

РГ : Например, говорят так: если в воде водятся раки, она считается чистой. Существует ли подобный биоиндикатор для воздуха?

Захарова : Одно время экологи считали, что на состояние атмосферного воздуха реагируют лишайники. По этому поводу ученые Москвы и Лондона взялись за совместный проект. Но они так и не пришли к выводу, что биоиндикатор - лишайники - выбран правильно. Если, допустим, у нас много медведей появится в городе, можно ли будет говорить об экологическом благополучии? Да и понравится ли это жителям? Все-таки городская среда ориентирована на то, что здесь живут люди. Поэтому индикатором следует считать их самочувствие и состояние здоровья.

Внимание

По данным экологической службы МосЦГМС, на территории Москвы есть локальные зоны с очень высоким и высоким уровнем загрязнения: это Варшавское шоссе - вблизи промзон Нагатино и Верхние Котлы, на Ивантеевской улице вблизи промзоны Калошино. А также все автомагистрали и прилегающие к ним промзоны.

Эта объективная информация подтверждается и жалобами москвичей. По данным МосЦГМС-Р, 40 процентов жалоб поступает от жителей юго-востока столицы (что связано в основном с деятельностью ОАО "МНПЗ" в Капотне);

20 процентов - от проживающих в районе Нагатинского затона и прилегающей промзоне; остальные - из разных мест.

Москвичи жалуются на выбросы промышленных объектов (ТЭЦ-26, ЖБИ, Бутовский мусороперерабатывающий завод) и даже на предприятия на улице Правды.

Кстати

Сравнивался уровень загрязнения воздуха в таких крупных мировых городах, как Москва, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Прага, Стокгольм, Мадрид. Содержание в воздухе Москвы диоксида азота примерно на таком же уровне, как в Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Но у них несколько меньше концентрация оксида углерода. В Лондоне, например, это связано с тем, что на часть территорий ограничен въезд транспорта. А, допустим, в Праге и Стокгольме климат лучше, поэтому тут обходятся минимумом предприятий теплоэнергетического комплекса. Мадрид и Гонконг обогнали Москву по загрязнению воздуха.

Оперативную информацию о состоянии московского воздуха можно узнать на световых табло, расположенных на Пушкинской, Театральной и Кудринской площадях, на Новом Арбате и Москворецкой набережной. Видеоролик появляется с частотой от 3 до 12 раз в час.

На сайте в Интернете: www.mosecom.ru, на радио Сити-FM, телевидении.

О количественном и качественном составе загрязняющих веществ, сведениях о предприятиях, влияющих на состояние воздуха по каждому конкретному адресу, можно узнать в МосЦГМС по тел.: 688-94-08.