Визит в Ступино в течение последнего месяца то появлялся в премьерском графике Зубкова, то вновь исчезал. Так что гендиректору госкорпорации "Ростехнологии" Сергею Чемезову явно немалых усилий стоила организация премьерского визита на металлургический завод. Но главного Чемезов все же добился: Зубков поручил правительству рассмотреть возможность оказания мер господдержки предприятиям спецметаллургии.
Ступинский металлургический комбинат, созданный еще в 1940 году, в 1999-м был преобразован в ОАО "Ступинская металлургическая компания" (ОАО "СМК"). Его основным акционером в конце 2007 года стало ЗАО "Русспецсталь", в рамках которого в настоящее время осуществляется консолидация производственных активов в области металлургии специальных сталей и сплавов в интересах государственной корпорации "Ростехнологии". По-этому у Чемезова здесь свой интерес. Да и производители не отставали. На совещании они обратились к правительству в лице Зубкова с просьбой предоставить госгарантии под гособоронзаказ.
Стали и сплавы - это то, чем не занимался ни один премьер до него. Зато заводов премьер Зубков успел повидать уже немало. И каждый раз это производило на него неизгладимое впечатление. После увиденного у премьера возникает только одно желание: не слушать о достижениях российской промышленности, а помочь этой самой отрасли подняться. Поэтому и речь о государственной поддержке предприятий спецметаллургии шла в первую очередь об их технической модернизации.
- Нам нужен комплекс мер, который позволит поднять спецметаллургию, наладить бесперебойный выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, - заметил Зубков.
Прежде всего, считает глава правительства, "важно спрогнозировать спрос на специальные стали и сплавы на средне- и долгосрочный период, обеспечить отрасль минеральным сырьем". Вот где бы пригодилось долгосрочное прогнозирование вице-премьера Алексея Кудрина, правда, в части долгосрочной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Как известно, производство специальных сталей и сплавов в 90-е годы существенно снизилось, и до сих пор уровня 1990 года этой отрасли достигнуть не удается. "Была разорвана цепочка в производстве металлов, двигателестроении, авиастроении, спрос на эту специфическую продукцию металлургии упал", - заметил премьер. В результате значительная часть мощностей простаивает не первый год, а некогда уникальное оборудование технически и морально устаревает. Как следствие, спад производства спровоцировал серьезный отток профессиональных и научных кадров.
Поэтому Виктор Зубков и решился на пиар-ход - принял участие в церемонии запуска в работу уникальной печи "Ступинской металлургической компании", предназначенной для производства жаропрочных сплавов, используемых на летательных аппаратах пятого поколения.
- Это современная печь, которой еще не было в России, - восхищенно сказал Зубков.
Но вакуумно-индукционная печь оказалась не российским изобретением, а продукцией британской фирмы. Так что восхищаться можно было лишь ее повышенной производительностью - до 2,5 тонны металла за одну плавку, или около 1,5 тысячи тонн сплава в год, и "идеологией" - как можно меньше шума и пыли. Без шума и пыли будет выпускаться металл для проекта "СуперДжет".
- Сколько стоила для предприятия эта печь? - не удержался Зубков.
- 4,5 миллиона долларов, - ответил председатель совета директоров СМК Сергей Носов.
Цифра немалая, но не для премьера. Зубков посчитал, что это не так дорого для первой в России современной вакуумной печи. Раскрыть премьеру все плюсы нового приобретения решил гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов: три такие печи могут заменить все остальное оборудование предприятия. При этом продукцию, выпускаемую с нового оборудования, готовы закупать практически все предприятия страны, нуждающиеся в ней.
Впрочем, в ближайшее время СМК имеет все шансы получить гораздо больше средств на обновление устаревшего оборудования. Госкорпорация "Ростехнологии" утвердила программу обновления основных фондов входящих в нее предприятий до 2010 года. Правда, она касается и работы других предприятий спецстали и спецсплавов, но в течение трех лет более 250 миллионов долларов на замену старого оборудования получат "Красный октябрь" и СМК. Новое современное оборудование, добавил Чемезов, позволит повысить рентабельность, а для этого нужны кредиты. Именно поэтому производители и обратились к правительству с просьбой предоставить госгарантии под гособоронзаказ.
На самом деле идей у госкорпорации "Ростехнологии" было довольно много. К примеру, Чемезов предложил передать в уставный капитал госкорпорации госпакет акций ОАО "КАМАЗ". Отвечая на вопрос, сможет ли компания "Тройка Диалог" выкупить госпакет, глава госкорпорации сказал: "38 процентов принадлежат государству, и оно их не продает, и "Тройка Диалог" выкупить их не сможет".
Уставный капитал "Ростехнологии" может быть сформирован до конца апреля. "Что касается завершения работы по подготовке проекта указа об имущественном взносе государства в госкорпорацию, надеюсь, это случится до конца месяца, и указ будет подписан", - заявил Чемезов.
Вчера же французский автомобилестроительный концерн Renault SA получил разрешение Еврокомиссии на приобретение совместного с "Ростехнологиями" контроля над ОАО "АвтоВАЗ". Как известно, Renault стал владельцем 25% + 1 акция "АвтоВАЗа" 29 февраля. За этот пакет французский концерн заплатит как минимум 1 миллиард долларов, причем сумма сделки может увеличиться в зависимости от финансовых результатов "АвтоВАЗа". После завершения реструктуризации акционерного капитала "АвтоВАЗа", намеченного на июль, Renault и госкорпорация "Ростехнологии" будут паритетными партнерами в компании, владеющими равными пакетами.