Огромный земляной вал насыпан вокруг запорожского села Новобогдановка. Выходить за него крайне опасно. А порой и просто невозможно - путь преграждают высотой с человеческий рост горы разбросанных неразорвавшихся снарядов.
В нескольких километрах от этого смертоносного места проходит трасса Москва - Симферополь.
Три года назад здесь загорелось самое большое в Восточной Европе хранилище артбоеприпасов Новобогдановской артиллерийской базы. Канонада длилась без малого месяц. Погибли люди, взрывами были поражены несколько населенных пунктов, разрушено больше сотни домов. Черешневые и абрикосовые сады округи до сих пор иссечены смертоносным металлом.
Крупнокалиберные снаряды, минометные мины и ракеты систем залпового огня типа "Град" разметало на площади до 200 квадратных километров. Эту территорию объявили запретной зоной, но утилизацию огромного количества боеприпасов не произвели.
С тех пор каждое лето, когда степь раскалится под солнцем, снаряды начинают детонировать. После первых же взрывов движение по железной дороге в Крым приходится останавливать. Уже было несколько таких "нештатных" ситуаций. В минувшем сезоне осколки снова ударили по насыпи. Пассажирские поезда встали, толпы курортников-россиян не могли вернуться домой и буквально забили переполненный Симферопольский вокзал. Ситуацию спас лишь внезапно начавшийся дождь.
Практически все метеоцентры Украины обещают этим летом небывалую жару.
Средняя температура воздуха поднимется до 40 градусов, а степные черноземы и солончаки нагреются в два раза сильнее. Вывод очевиден - канонада со смертельным градом осколков продолжится. При этом украинские военные до сих пор отказываются обнародовать информацию, какие виды снарядов, мин и ракет хранились под Запорожьем.
И все же минобороны Украины явно не намерено пустить ситуацию на полный самотек. В район прибыли специализированные воинские подразделения практически со всех регионов Украины. Задействованы и 280 специалистов-пиротехников МЧС.
Для спасения села на днях реализован небывалый фортификационный проект. Населенный пункт окружили дугой многометрового земляного вала и специальными "улавливателями осколков" из деревянных шпал. Спланированные подрывы ведутся практически каждый вечер по будням, когда на ближайшем участке железной дороги нет поездов южного направления. Селяне прячутся в погреба, а посты ГАИ перекрывают крымскую трассу.