11.04.2008 03:53
    Поделиться

    Найти нужную бумагу в омских архивах непросто

    Сегодня в работе у омских архивариусов находятся сто восемьдесят тысяч дел. Это в полтора раза больше, чем в прошлом году. Однако и такого количества материалов недостаточно, чтобы ответить на все запросы граждан.

    Абсолютный лидер по обращениям - так называемый пенсионный вопрос. На него приходится примерно половина всех запросов в омские архивы.

    - Это неудивительно. Без стажа и справок о зарплате трудовую пенсию не начислят, - поясняет корреспонденту "РГ" начальник архивного управления министерства государственно-правового развития Омской области Галина Бородина. - Между тем мы не досчитываемся значительного количества документов, которые в начале 1990-х годов просто не поступали на хранение. Ведь это только сегодня за нерадивое отношение к документам законом предусмотрено административное, а в случае умышленного уничтожения деловых бумаг - уголовное наказание. Но эти нормы действуют только с 2004 года. За остальное спросить не с кого.

    Между тем в годы перестройки шла массовая ликвидация предприятий. Как грибы после дождя возникали организации-однодневки. Личными делами никто толком не занимался. А теперь от этого страдают очень многие омичи.

    Сегодня в двух региональных архивах в специальных отделах по исполнению социально-правовых запросов работают двадцать сотрудников. По статистике, они находят ответы на подавляющее число запросов омичей. Безответными остаются 5-6 процентов. В таких случаях за дело берется внештатный "детектив" Олег Щербаков. Два года назад он буквально с головой окунулся в поисковую работу.

    - Поводом стали многочисленные обращения за подтверждением трудового стажа работников бывших трестов, столовых, иных организаций, - рассказывает добровольный поисковик. - А необходимых документов у нас просто не было. Пришлось разыскивать "концы" более ста пятидесяти организаций, складов и баз снабжения, чтобы добыть необходимую омичам информацию.

    Пригодились в розыске местному Холмсу старые телефонные справочники. Покинувшие пост руководители подсказывали ориентиры. Документы обнаруживались в самых неожиданных местах - в гаражах, сараях, на дачах. А это сотни людей, которым возвращен трудовой стаж.

    Впрочем, и в настоящее время омские организации и предприятия не отличаются аккуратностью и щепетильностью в архивных делах. Текучка кадровиков, а то и вовсе их отсутствие ведет к тому, что личные дела сотрудников теряются или совсем не ведутся.

    Выясняется это тогда, когда люди приходят за справками.

    - Недавно был обнаружен архив личных дел работников шестого таксомоторного парка, - рассказывает начальник отдела центра документации новейшей истории Татьяна Глухова. - Люди проработали на предприятии по 25-30 лет, а для справки в Пенсионный фонд невозможно было набрать положенных пяти лет непрерывного стажа. Для водителей это было настоящей трагедией: ведь из-за халатности кадровиков многие из них получили минимальную пенсию.

    Сведения о так называемом вредном стаже, донорских выплатах, трудовом стаже колхозников добывают буквально по крупицам - по протоколам собраний, хозяйственным книгам, платежным ведомостям.

    История имеет удивительное свойство. Может показаться, что она навсегда хоронит под слоем пыли прошедшие времена. На самом деле она только ждет своего часа. Так, после выхода закона о реабилитации жертв политических репрессий были созданы двенадцать томов омской книги Памяти. Более тридцати пяти тысячам жителей области было возвращено доброе имя. Сегодня эта работа в архивах продолжается.

    - Активисты общества "Мемориал" и историки решили, что реабилитация людей, пострадавших от тоталитарного режима, будет неполной, если обойти вниманием раскулаченных, - говорит редактор книги Памяти Татьяна Четверикова. - Предстоит просмотреть около тридцати тысяч дел. За два года мы проделали примерно треть этой работы.

    Ежегодно четыре тысячи обращений омичей в архивы остаются без ответа.

    Суть в том, что дела, которые теперь представляют большую историческую ценность, заводились только на тех, кто искал справедливости в вышестоящих органах власти. И таким образом оставил документальный след в истории. Остальные - их подавляющее большинство - практически пропали без вести.

    - Сегодня немало обращений касается и восстановления имущественных прав, - говорит замруководителя Государственного архива Лариса Кугаевская. - На них приходится примерно треть запросов, и число их постоянно растет, поскольку без первичных документов на землю невозможно оформить участок в собственность. А эти бумаги, бывает, затеряны где-то в 20-х годах прошлого века. Поэтому к поиску мы подключаем бюро технической инвентаризации, районные архивы, где хранятся распоряжения местной власти. И в большинстве случаев находим, казалось бы, утерянную информацию.

    За последние три года в архивы поступили на хранение более 270 тысяч дел. А всего в двух зданиях областного архива сосредоточено их без малого два миллиона. На такой объем не рассчитаны ни здания, ни штаты. Поэтому два года назад в области была принята целевая программа развития архивов, на реализацию которой региональный бюджет выделил почти сто сорок миллионов рублей.

    В этом году срок действия программы заканчивается. К настоящему времени все районные архивы и филиал областного в городе Таре оснащены компьютерами. Сейчас архивисты переводят ветхие страницы исторических документов в цифровой формат. Современные электронные книги значительно облегчат поисковую работу в море исторических документов.

    Кстати

    Сегодня завершается строительство нового здания архива. Оно рассчитано на хранение полутора миллионов дел. В следующем году будет открыта единая общественная приемная, благодаря которой посетителям не придется разъезжать по городу. Оставлять запросы и получать готовый результат они будут в одном месте.

    Поделиться