На Ставрополье личный конфликт парализовал работу районной больницы

В системе здравоохранения Красногвардейского района уже несколько лет продолжается противостояние, результатом которого стало резкое снижение уровня медицинской помощи населению. И местные власти, и краевой минздрав знают о проблеме, однако добиться прекращения конфронтации пока не смогли.

Через пять судов

Начало истории положила в 2001 году смена власти в районе. Новый глава по каким-то причинам не сработался с тогдашним главврачом райбольницы Николаем Уманским и с должности его сместил, оставив, впрочем, руководить акушерской службой района. Управление больницей взял на себя Александр Гордиенко, много лет до этого проработавший здесь невропатологом. Однако отношения с частью коллектива, в том числе и Уманским, у нового главврача не задались. С тех пор события развиваются по строго определенной спирали: попытка увольнения - суд - восстановление на работе - новая попытка увольнения…

 - Кроме меня, настойчиво пытаются уволить еще несколько человек, - рассказывает Уманский, - главную медсестру, начмеда, заведующего реанимационным отделением… Всем им через суд приходилось добиваться возвращения на работу.

Сам акушер прошел пять судов, закончившихся в его пользу и отяготивших и без того небогатый бюджет больницы. В качестве компенсации ущерба опальному врачу по решению Фемиды выплачены 200 тысяч рублей. Другим уволенным, кстати, выплаты тоже производились.

В последний раз освободить от занимаемой должности заслуженного врача РФ попытались в конце прошлого года, объявив о сокращении штатов. В строй вот-вот должен был вступить новый роддом, и вместо руководителя акушерской службы в штатную номенклатуру вводилась должность заведующего родильным домом. По мнению Уманского, и закон, и здравый смысл были за то, чтобы это место отдали ему. Однако главврач Гордиенко рассудил иначе, предложив перейти на ставку простого акушера-гинеколога.

- Я этот роддом сам построил, - негодует Уманский, - причем с огромным трудом. - Благодаря помощи губернатора края удалось выйти на тогдашнего руководителя федерального министерства экономического развития Грефа и добиться от него необходимого финансирования.

Против решения об увольнении специалиста с более чем двадцатилетним стажем работы выступил профком больницы, отказавшийся согласовать соответствующий приказ, мотивируя это преимущественным правом на назначение руководителем роддома действующего начальника акушерской службы. Однако это не помогло - заведовать процессом родовспоможения все равно назначили менее опытного, но лояльного главврачу доктора. А сам Николай Уманский продолжает настаивать: возглавлять новое учреждение достоин только он.

Если женщины просят

За несколько минут беседы корреспондента "РГ" с Уманским к последнему успели подойти несколько женщин - все желали поскорее добиться восстановления на руководящем посту и просили: "Вы только не уезжайте, а то кому же тогда детей на свет принимать…" В поддержку врача здесь собрано почти пятьсот подписей местных жительниц. Обращаясь к губернатору, они просят оставить профессионального акушера при должности.

Между тем опасения красногвардейских дам потерять хорошего специалиста не беспочвенны. Статистика свидетельствует о крайне неблагоприятном демографическом фоне в районе, причем худшим из проблемных показателей является младенческая смертность. При среднекраевом уровне порядка десяти случаев на тысячу рождений здесь не выживают 14 новорожденных, а еще три года назад цифра и вовсе зашкаливала за 18 смертей на 1000 родов. Совершенно невероятным выглядит количество родов, разрешенных путем кесарева сечения, - до четверти всех детей здесь появляются именно таким способом.

Есть проблемы и в других областях районной медицины.

- У нас есть возможность сравнить качество услуг, предоставляемых нашими медиками, и тем, как лечебный процесс налажен в территориально близких районах Краснодарского края и Ростовской области,- по уровню они несопоставимы, - говорит пенсионер из села Привольного Иван Севастьянов, - и большинство селян в итоге едут поправлять здоровье не в райцентр, а в ростовскую станицу Песчанокопскую, где, хоть и приходится доплачивать, но все равно получается дешевле и качественнее.

Уманский в числе очевидных просчетов больничной администрации называет неиспользуемый в течение уже трех лет маммограф, полученный по линии национального проекта. По его словам, после проведения в рентгенологическом отделении ремонта стены кабинета не были покрыты бариевой смесью, необходимой для защиты от излучения, и потому эксплуатация дорогостоящей техники так и не началась.

Ручное управление

Озвученный бывшим главврачом список грехов нынешнего руководства больницы выглядит внушительно и вроде бы должен говорить о полной профнепригодности последнего, однако при встрече с другой стороной конфликта ситуация предстает в принципиально ином свете.

- За уволенного заведующего реанимационным отделением заступаться бы не стоило, - считает главврач Красногвардейской ЦРБ Александр Гордиенко, - он очень долго испытывал терпение и больных, и персонала откровенно халатным отношением к своим обязанностям. А после того как по его вине прямо в больничном лифте умерла пациентка, которой не оказали помощь, оставаться на своем посту он не имел никакого права.

Веские основания Гордиенко приводит и для увольнения остальных сотрудников, в том числе Уманского. Между тем на вопрос, почему же после стольких попыток избавиться от "некомпетентных и мешающих работе" сотрудников администрация больницы так и не научилась делать это юридически грамотно, у главврача внятного ответа не нашлось. Как и не находилось каждый раз в огромной кипе бумаг на столе тех документов, которые он пытался показать корреспонденту для подтверждения своих слов.

Кстати, по версии сегодняшнего руководителя, неработающий маммограф - проблема временная и связанная с трещиной, образовавшейся недавно в одной из стен рентгенологического кабинета.
От Гордиенко не удалось получить ответа на главные вопросы - кого он считает виновным в сложившейся в больнице нерабочей обстановке и в аховых показателях перинатальной смертности. За него ответили полтора десятка работников ЦРБ, сбежавшихся к кабинету главврача после прошедшего по коридорам слуха о приезде корреспондента.

- Уманский руководил в диктаторском стиле, - утверждали собравшиеся, - все решения принимались им единолично, а с медперсоналом обращался по-хамски.

Сотрудники вспомнили об уголовном деле, после которого прежний главврач был вынужден уйти на понижение, и о жалобах, которые Уманский рассылал во все возможные инстанции, чтобы парализовать работу учреждения и заставить руководство принять его условия. По мнению пришедшей на беседу части коллектива, именно амбиции главы акушерской службы привели к многолетней судебной нервотрепке, за которой реальные проблемы районного здравоохранения оказались задвинутыми на далекую периферию.

Схожего мнения придерживаются и в районной администрации. Нина Ефремова, заместитель главы, курирующая социальный блок, считает, что окончательно решить проблему "внутрибольничной оппозиции" главврачу Гордиенко мешают его доброта и мягкость. Чтобы избавить лечебное учреждение от продолжения судебных дрязг, в администрации внесли изменения в устав ЦРБ, передающие право назначения всех заведующих ее структурными подразделениями в руки района. Подобное "ручное управление" позволит чиновникам напрямую контролировать работу каждого больничного отделения и исключит юридический произвол с увольнениями.

А по поводу простаивающего маммографа у администрации есть свое, уже третье по счету мнение - персонал работе с такой техникой не обучен, потому она и не работает.
Министерство здравоохранения от каких-либо комментариев по ситуации в Красногвардейском районе воздерживается.

Мнение

Иван Ульянченко, председатель комитета по социальной политике Государственной Думы Ставропольского края:

- Конечно, в этой проблеме в первую очередь должен был бы разобраться краевой минздрав, потому что районные больницы находятся в их подчинении. Думаю, стоило бы собрать комиссию, в том числе с участием представителей профсоюзов, профессиональных юристов, выехать на место и детально изучить ситуацию. А решения, на мой взгляд, тут нужны жесткие, вплоть до кадровых, потому что из-за личных конфликтов страдает уровень медицинской помощи во всем районе.