Правительство готово "зачистить" бюрократический аппарат в регионах и выставить оценки эффективности работы чиновников. Критерии, по которым кабинет министров выведет коэффициент полезного действия, вчера представил министр регионального развития Дмитрий Козак.
Единственное, не оказалось у министра данных о возможности переподчинения полпредов в федеральных округах премьер-министру. "Что касается подчиненности правительству или президенту или и тому и другому органу, то этот вопрос в исключительной компетенции президента и правительства", - заметил Козак.
Но поскольку в качестве полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Козак изнутри узнал, как работает институт полпредов, то высказался в поддержку его совершенствования. "Еще будучи полпредом, я говорил о том, что часть их полномочий, процедура работы и зона ответственности нуждаются в совершенствовании", - подчеркнул он.
Кстати, в качестве набора инструментов для эффективного исполнения полномочий Козак предложил регулировать уровень субвенций, снижать или лишать финансовой помощи. Кроме этого, речь может идти и о выражении недоверия президентом главе региона, в случае если полномочия реализуются неэффективно. Насколько может быть изменена система выражения доверия губернаторам, министр, правда, не ответил. "Никакой информации по поводу изменения системы я не получал", - сказал Козак.
Вместе с тем он предложил ввести систему рейтингования регионов, чтобы выяснить наиболее эффективные и малоэффективные субъекты Федерации.
- Это может быть основанием для принятия решений о доверии или недоверии, - подчеркнул министр.
Впрочем, государство готово действовать не только кнутом, но и пряником и перейти к системе предоставления поощрительных грантов тем субъектам, которые наиболее динамично развиваются, эффективно работают и исполняют бюджеты. Но для этого должна быть выработана система универсальных показателей, чтобы регион оценивался сопоставимо с другими - по всем показателям, и на основе этой оценки предоставлять поощрительные гранты.
На самом деле коэффициент полезного действия выведут не только для работы губернаторов. В дальнейшем на заседаниях правительства, когда будут обсуждать вопросы развития регионов, с содокладами выступят и федеральные органы исполнительной власти с ответом на вопрос: какой вклад они и их территориальные организации вносят в социально-экономическое развитие региона?
"Ситуация в этой сфере удручающая, - возмущенно констатировал Дмитрий Козак и угрожающе пообещал. - Мы никогда этим вплотную не занимались, но теперь займемся предметно и целенаправленно".
Это было больше похоже на угрозу, чем на предупреждение: некоторым чиновникам в ближайшее время, судя по всему, придется найти себе другую работу. По его словам, степень нагрузки и занятости чиновников, работающих по схожим направлениям, отличаются в десятки раз. "Но мы делаем вид, что реализуем важные функции, и нас это не касается", - заметил Козак. Как известно, регионам уже успели передать функции, к примеру, в лесном хозяйстве, в сфере обеспечения занятости населения, и реализуемые в этих отраслях меры показали, что "федеральные аппараты на региональном уровне сократились в 4,5 раза".
Вчера же премьер показательно начал с себя. Как и советовал президент, правительство, по сути, выставило сначала оценку своей работе. И оказалось, что она удовлетворительная. Премьер Виктор Зубков отметил, что рассмотрение вопросов социально-экономического развития регионов не носило комплексного характера. "Как правило, оно ограничивалось решением частных задач финансирования отдельных мероприятий", - пояснил он. Глава кабинета министров считает, что в представляемых правительством материалах не было четкого анализа эффективности реализации структурных и институциональных реформ в ЖКХ, образовании, здравоохранении, не уделялось должного внимания вопросам результативности работы территориальных органов власти.
В целом, констатировал премьер, проделанная работа позволила создать механизм взаимодействия органов власти всех уровней, способствовала более полному учету региональных аспектов при разработке федеральной политики.
- Однако до конца реализовать задуманное не удалось, - с сожалением заметил Зубков.
Поэтому идею Козака о рейтинговании регионов Виктор Зубков, по сути, одобрил, заметив, что "нужно изменить подход к отбору субъектов, определив группу регионов с низким уровнем выполнения общегосударственных целей".
И помогать регионам субсидиями из бюджета, по мнению Козака, надо, учитывая уровень существующей в них инфраструктуры и бюджетной обеспеченности по заранее установленной методике. В частности, если речь идет о займе на образование, то условия получения должны быть завязаны с проведением регионом инфраструктурных изменений в образовательной системе. И когда центр начал выставлять подобные условия, желающих получить субсидию из бюджета стало гораздо меньше, чем раньше. К примеру, сейчас получать субсидию из Фонда содействия реформированию ЖКХ готовы лишь 40 регионов.
- Оставшихся еще нужно уговаривать, чтобы они провели структурные изменения и взяли на себя соответствующие обязательства, - заметил глава минрегиона.
Как бы то ни было, но регионы должны отчитываться перед центром за использование бюджетных средств.
- По остальным полномочиям федеральный центр не должен впадать в административный раж, - сказал Козак.
Вторым на очередь за оценкой эффективности работы своего ведомства вчера был министр образования и науки Андрей Фурсенко. Премьер, конечно, рассказал ему о своем беспокойстве относительно несбалансированности рынка труда и образовательных услуг, заметив, что сегодня в учреждения начального и среднего профобразования поступает не более трети выпускников школ, и только половина из них выбирает технические специальности. Впрочем, проблема несбалансированности рынка труда и образовательных услуг характерна и для высшей школы - из 1,2 миллиона выпускников вузов почти 40% - юристы или экономисты.
- Крайне не хватает технологов, металловедов, других специалистов, - заметил Зубков. - Я намеренно говорю "выпускников", а не "специалистов", поскольку зачастую их дипломы не соответствуют уровню знаний.
Так что, по его мнению, сфера ответственности минобрнауки не ограничивается только процессом обучения. Хотя и в ней, на его взгляд, есть ряд серьезных проблем, и одна из самых острых - стабильно высокий уровень подростковой преступности. По данным МВД, ежегодно в стране задерживаются около 600 тысяч подростков, значительный процент из них употребляют наркотики, треть не имеют постоянного местах жительства. Так что Фурсенко предстояло больше говорить о том, как его ведомство предлагает решить эти проблемы.
Оказалось, что для того, чтобы дети не оставались без надзора, при школах должно создаваться больше клубов, кружков, спортивных секций, причем в дополнительное образование нужно привлекать больше молодых педагогов-мужчин.
А вот регулировать доступ к сайтам с порнографией, в том числе детской, в Интернете и наличие порнографии на телевидении, что может спровоцировать насильников на противоправные действия, на законодательном уровне Фурсенко признал достаточно сложным. "Как только появляются предложения о запрете или регулировании этого - образовательное сообщество много раз ставило эти вопросы - сразу поднимается вопрос о наступлении на свободу слова", - сказал министр, добавив, что в таких случаях очень сложно определить грань между порноматериалами, эротикой и обычными передачами.
- Есть опасность, что начнем бороться с порно и запретим показывать общественные передачи, - добавил он.
При этом Фурсенко уверен, что Россия не входит в число стран с наибольшей степенью посещения порносайтов. "Я не думаю, что мы являемся самыми-самыми, я думаю, что в скандинавских странах порносайты распространены не меньше, а больше, чем у нас, - сказал он. - Этим надо переболеть".