В апреле в области объявлен месячник охраны труда.
Неэффективная организация труда и пресловутый человеческий фактор привели к тому, что за первый квартал текущего года на рабочих местах погибло уже 9 человек. Всего же за минувший год на производстве зафиксировано 52 случая с летальным исходом.
Большинство погибших упали с высоты на стройках, где отсутствовали системы ограждения. По заключению комиссии, каждый пятый из пострадавших был пьян. Кто им разрешил в таком состоянии работать на высоте? Ответ один - спрос за трудовую и технологическую дисциплину отсутствует даже на опасных участках производства.
Более того, работодатели изо всех сил стараются скрыть травмы сотрудников. Так, упав с двадцатиметровой высоты, разбился подсобный рабочий-таджик, приехавший в Воронеж на заработки. Несчастье, случившееся с мигрантом, долгое время скрывалось, но прокуратуре удалось выяснить причину смерти рабочего и наказать работодателя. Аналогичный случай произошел и на сталелитейном заводе - несчастный случай с летальным исходом обнаружился через полгода.
Изменить ситуацию и улучшить условия труда рабочих мешает прежде всего высокий износ производственных фондов. На химических предприятиях, к примеру, 70 процентов основного оборудования пора списывать. То же самое в горной промышленности, на подъемных сооружениях. При этом программы технического перевооружения уже разработаны, но вся основная работа по замене устаревшего оборудования на модернизированное пока впереди.
Кроме того, заметно забуксовало в последнее время и сама система управления охраной труда. По мнению специалистов Главного управления труда Воронежской области, после того как был изменен прежний ФЗ 1999 года "Об основах охраны труда в РФ", распределение полномочий в сфере охраны труда между федеральным центром и органами исполнительной власти субъектов страны стало нечетким. Для изменения ситуации, по мнению специалистов, необходимо сформировать цельную национальную систему охраны труда, охватывающую все уровни управления экономикой страны - от отраслевого до предприятий всех форм собственности.
Параллельная задача - модернизировать вертикаль управления. Известный ФЗ 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" не внес в перечень обязательного круга задач местного значения вопросы охраны труда. "Забывчивость" законодателей не преминула сказаться - стала тормозить развитие трудоохранной работы в районах, потому что муниципальные власти оказались как бы не у дел, потеряв возможность влиять на ситуацию.
В настоящее время в Воронежской области разработан проект областного Закона "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями в сфере охраны и условий труда". Сейчас он дорабатывается специалистами, а затем будет представлен в областную Думу.
Задача, по большому счету, одна - сохранить население, уберечь трудоспособных людей от травм, увечий и гибели на рабочих местах. Однако, пока законопроект проходит все необходимые инстанции, а работодатели не спешат создавать безопасные условия труда, люди продолжают гибнуть.
Александр Домнич, руководитель Главного управления труда Воронежской области:
- Если проанализировать глубинную проблему подобных фактов невнимания к человеку, то причина кроется в изначально низкой стоимости рабочей силы (всего-то 20 процентов) от конечной стоимости продукта (против 60-70 процентов в странах с развитой промышленностью). Механизм экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда пока малоэффективен. Он требует обеспечить большую экономическую заинтересованность страхователей. К примеру, в 2004 году Фонд социального страхования установил скидки к страховому тарифу для предприятий, улучшивших условия труда рабочих, но их до сих пор в списке только 11. А надбавки на улучшение условий труда получили 67 организаций области.