Более 200 больших и малых галерей слетелись по весне в Центральный дом художника, традиционно оккупировав в нем все три этажа и заполнив его почти музейными вещами (чего мало) и различными художественными курьезами (чего много).
Раньше весенний Антикварный салон открывался в канун 8 марта. И этим в основном определялся его ассортимент - в витрины вываливали дорогие безделушки и ювелирку, на стенды вешали откровенно салонную живопись. Отчасти это сохранилось и сейчас - некоторые стенды просто не видно за полками с серебром, хрусталем и художественным стеклом. Однако, счастливо проскочив веселую дату - 1 апреля - и определив для вернисажа нейтральную середину этого месяца, салон стал выглядеть несколько серьезнее. Вышедшие из "зимней спячки" антиквары представили на нем то, что сумели накопить, собрать или привезти из-за рубежа за прошедшие с осеннего салона пять месяцев. Галерее Shatzi удалось раздобыть альбом карандашных набросков Михаила Ларионова, сделанных им в Париже в начале 1920-х годов. Надо полагать, он предназначен для фанатичного собирателя Ларионова, к тому же весьма состоятельного. Старейшая московская галерея "Старые мастера" обновила свой стенд живописи "малых голландцев" и фламандцев XVI -XVII веков, демонстрируя работы таких художников, чьи имена в Москве знают от силы пять-шесть человек. Удивляться здесь нечему - галерея работает с "точечными" клиентами. Не так давно появившаяся "Школа" привезла свежую (в хорошем смысле, разумеется) подборку импрессионистов и их современников. По иерархии мирового арт-рынка это искусство класса "А". Однако недоумение вызывает то, что некоторые работы не то что бы эскизные, а просто незаконченные, как, скажем, пейзаж Моне. Впрочем, такого рода маргинальные произведения знаменитых мастеров сейчас в обилии встречаются и на западном арт-рынке. И в этом можно будет убедиться, когда в Манеже откроется Международный салон искусств.
Салон посерьезнел в том смысле, что заинтересовался историей. Речь не только о том, что на нем будет презентирован первый том 22-томной "Истории русского искусства", которую готовит Институт искусствознания, но главным образом о выставках и специальных экспозициях на галерейных стендах. Для затравки - некоммерческий проект "Русский модерн. Кабинет fin de siecle", собранный Фондом межрегиональных проектов с помощью музеев Твери, Иванова и Костромы. Вещи все более или менее знакомые - "лунный" и "березовый" Головин, либертинажный Сомов, не очень "кустодиевский" Кустодиев, театрализованные Судейкин и Сапунов, плюс скульптуры кабинетных размеров Врубеля и Коненкова. В целом действительно похоже на кабинет "конца века" (имеется в виду Серебряного) некоего просвещенного русского коммерсанта. Однако, погруженный в потемки, он выглядит притаившимся в ожидании красногвардейского патруля, который придет и положит fin тому самому siecle.
С некоторым перебором галерея "Русская усадьба" представила "Царские и Великокняжеские предметы - реликвии дореволюционной России". Тут, с одной стороны, тарелка из сервиза Елизаветы Петровны и каминные часы времен Екатерины II, с другой - кованый сундук и бердыш, неведомо чьи и какого века. В целом получается что-то вроде краеведческого музея.