15.04.2008 01:00
    Поделиться

    На Базельской выставке часов корреспондента "РГ" приняли за шпиона

    Почему корреспондента "Российской бизнес-газеты" на Базельской выставке часов приняли за шпиона

    Облик города Базеля изменился за ночь. Началась международная выставка часов и ювелирных украшений Basel World, и город стал действительно столицей мира. Мира, обычно недоступного простым смертным, но в эту неделю заплати за вход 45 франков (примерно 30 евро) - и прикасайся на здоровье.

    Несколько цифр. Basel World проходит ежегодно: 2100 участников, 2,5 тысячи аккредитованных журналистов, сто тысяч посетителей из ста стран мира. Количество бриллиантов и их вес в каратах, выставленных в залах, не сосчитать. Общая сумма сделок, заключенных на этой крупнейшей выставке, не разглашается.

    Многое не только не разглашается, но и не демонстрируется. В престижные павильоны ходу простому смертному нет. Вежливые дамочки спрашивают, к кому и на какое время назначено. Если вас не приглашали, то вам дружелюбно дадут от ворот поворот. Или любезно записывают ваши координаты, обещают перезвонить, но никто никогда не перезванивает. Причина банальна: все как огня боятся промышленного шпионажа.

    Несмотря на подделки, швейцарские фирмы не бедствуют. Громадные павильоны крупнейших швейцарских фирм поражают своими размерами, изысканной архитектурой. Говорят, что стоимость некоторых павильонов достигает 25 миллионов франков, цена аренды выставочной площади под ними - полмиллиона франков. Павильоны так хороши (масса разных технических штучек, подсветок, мониторов, фонтанов, живых цветов), что часы на этой выставке как-то теряются. А не на выставке? Не отжили ли они свое, ведь время показывают мобильные телефоны?

    Посетительница из Дубая:

    - Для нас часы - очень важный вид украшений. Мы можем себе позволить по нашим традициям очень немногие виды украшений, и часы говорят о многом, в том числе о характере женщины.

    Посетитель из Санкт-Петербурга:

    - В хороших часах важно ведь не только то, что они показывают время, но и механика. Я уже давно коллекционирую часы и их "содержание" - механизмы. Это целая наука.

    Два взгляда посетителей - два подхода производителей. Одни делают акцент на механизм, другие видят в часах прежде всего "ювелирку" и ставят внутрь банальный кварц. Но и те и другие подчас сооружают внешне что-то фантастическое. Вообще мода сегодня такова, что подлинные эстеты ворчат: имеют значение вес драгоценного металла, количество камней, и только. Чем больше всего этого, тем моднее. Так, Chanel докатилась до того, что ее продукцию измеряют на вес. Так и говорят: фирма представила часы весом 40 карат. За 550 тысяч евро. Я держал их в руках. Что же в тех павильонах, куда меня не пустили?

    Драгоценного гламура так много, что задаешься вопросом: а куда все это носят? И когда? А может, и не носят, а хранят в сейфе? Мой взгляд привлекает шкаф с красивой фурнитурой, облицованный дорогими сортами дерева. В верхней части - вертящиеся подушечки для часов (вертящиеся - чтобы автоматические часы не останавливались). В центре шкафа встроен музыкальный центр. Сотрудница фирмы закрывает дверцу шкафа из матового затемненного стекла, и я догадываюсь, что оно пуленепробиваемое. Наверняка именно такой сейф-шкаф стоимостью 125 тысяч евро и нужен для того, чтобы хранить часы за полмиллиона.

    Многие фирмы выставляют в витрине модели своих коллекций 70-80-х годов - это уже ретро. Другие взяли из музея часы, которым без малого 250 лет, и в павильоне фирмы два известных актера разыгрывают сцену о том, как основатель фирмы был на аудиенции у испанского короля. Сказка. Спрашиваю у представителя этой фирмы об их корпоративной философии, надеясь получить ответ о чем-то высоком. Увы. Ответ был совсем не сказочный:

    - Мы хотим как можно больше продавать, - отрезала пожилая дама.

    Деньги правят часовым миром так же, как и всяким другим. Спрос на дорогие швейцарские часы растет повсюду. И хотя в целом промышленность страны находится в стагнации, часовщики процветают. Доходит до того, что в фирмах не хватает сотрудников и приходится упрашивать пенсионеров вернуться на производство.

    В выгодный бизнес идут все кому не лень. Почти все лейблы, известные на рынке каким угодно товаром, производят теперь и часы. Доходит до смешного: фирма Bruno Banani выпускает нижнее белье для мужчин и часы заодно.

    Россияне замечаются среди посетителей часто. Но не только среди посетителей. Певец Дмитрий Маликов сотрудничает с часовой фирмой Milus, он был лично на выставке и ответил на вопросы журналистов, а реклама с его портретами красуется по всей Швейцарии.

    Поделиться