15.04.2008 04:00
    Поделиться

    Грызлов снял с себя часы, чтобы доказать, что они не швейцарские

    Сегодня в Москве завершится девятый съезд "Единой России": Владимиру Путину предложат стать председателем партии, а Борис Грызлов сообщит об итогах форума "Стратегия-2020".

    Свою главную сенсацию "единороссы" скрывали до последнего. Но наконец вчера нынешний председатель "Единой России" Борис Грызлов выступил с заявлением: "На протяжении многих лет мы приглашали Владимира Путина в нашу партию, сегодня на совместном заседании бюро высшего совета партии и генсовета мы обсудили изменения и дополнения в устав для того, чтобы выделить должность председателя и наделить ее соответствующими функциями". И, обращаясь к съезду, Грызлов многозначительно заметил, что "если мы сегодня поддержим эти изменения и дополнения, то завтра на заседании съезда мы сможем предложить Владимиру Владимировичу Путину стать председателем нашей партии и возглавить нашу партию". Выдвинутое предложение было поддержано единогласно. И сегодня, в ходе второго дня девятого съезда, партийцы ждут в гости действующего и избранного президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева.

    Устав "единороссов" позволяет Владимиру Путину возглавлять партию, не вступая в ее ряды.

    Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов пояснил "РГ": "Эта норма появилась в уставе потому, что в тот момент ряд политических деятелей России не мог вступить официально в партию - закон запрещал. Я вам открою страшную тайну: Минтимер Шаймиев, являющийся сопредседателем партии, не является ее членом потому, что это запрещено Конституцией Татарстана. И при этом ни у кого - ни в Татарстане, ни в стране - не возникает сомнений в политических предпочтениях Шаймиева. Так и здесь - существует возможность быть председателем партии и не быть членом партии". Кстати, и глава МЧС Сергей Шойгу, тоже занимающий пост сопредседателя, все эти годы не является обладателем партбилета.

    Судя по всему, нынешний глава "единороссов" Борис Грызлов становится председателем высшего совета ЕР, то есть из руководства партии не уходит, а работает в связке с Путиным. Как, впрочем, это и выглядело последние несколько лет. Изменения в конструкции руководства партией (а были предприняты небольшие перестановки еще и в президиуме генсовета, и в генсовете) не сказались на ее амбициях. Свой доклад о роли партии в формировании и реализации Стратегии-2020 Борис Грызлов сделает сегодня, причем он пообещал учесть высказанные вчера в ходе форума предложения.

    Именно форумом "Стратегия-2020" открылись вчера утром в Москве мероприятия съезда "Единой России". Мероприятие было несколько необычным. Можно сказать, что ЕР первый день съезда провела в новом формате: не было монотонных партийных докладов, а были дискуссии. В Гостиный Двор прибыло более двух тысяч гостей, делегатов и журналистов, и, хотя они все деятельно участвовали в дискуссиях, все участники, независимо от статуса, чиновники или эксперты были совершенно доступны для общения. Впрочем, сам форум задумывался как дискуссионная площадка для общения даже не столько самих партийцев (у них для этого есть целых три клуба внутри ЕР), сколько для контактов и поиска новых идей от беспартийных, общественников и просто экспертов.

    Внутри Гостиного Двора выстроили восемь залов, со стеклянными дверями, так что каждый желающий мог, прогуливаясь по красной дорожке, разглядывать участников "круглых столов". Было на что посмотреть, поскольку разброс тем был довольно значительный: работали секции "Наша демократия", "Что такое инновации", "В поисках среднего класса", "Экономика - технология лидерства", "Право против коррупции", "Новая элита России", "Современное искусство: новые времена, новые перспективы" и "Глобальный мир: амбиции суверенной демократии". Надо сказать, что безумно радовались проходящему дискуссионному процессу эксперты: как дети, оставленные родителями без присмотра в песочнице, они с удовольствием переходили из одной комнатки в другую, успевая поглядеть и побывать почти на каждой дискуссии. Партийцы же выступали сдержанно, отчетливо понимая собственную ответственность, а журналисты сбивались с ног, пытаясь успеть сразу на восемь секций.

    Зато модераторы, то есть ведущие "круглых столов", изо всех сил пытались вовлечь в дискуссию всех явившихся к ним на секцию. Так, Игорь Юргенс, курировавший поиски среднего класса, настойчиво рекомендовал всем выступающим не только подсчитывать количество обеспеченных людей в РФ, но прежде всего указывать на инструменты расширения среднего класса. Однако глава ФНПР Михаил Шмаков поспешил ему справедливо указать, что в стране сложилась парадоксальная ситуация, когда человек работает, но остается бедным, "а работающий человек не должен быть бедным". "Хорошо, что у нас произошел переворот социальной политики, - от преодоления бедности мы переходим к задачам формирования среднего класса", - подключилась к дискуссии Татьяна Малева из Независимого института социальной политики. Она считает, что к категории среднего класса можно отнести около 20 процентов населения, однако главная проблема заключается вовсе не в них, а в тех 70 процентах, которые "не являются бедными, но и не могут претендовать войти в средний класс, поскольку у них не хватает для этого ресурсов, хотя теоретически у половины этой группы есть шанс все же продвинуться в средний класс". "Разговор о среднем классе был профессиональным, а стал политическим", - одобрительно заметил глава ФОМ Александр Ослон. Однако он считает, что "средний класс должен сам зарабатывать, чтобы расти, он должен сам себя сделать, должен быть современным и компетентным, поскольку средний класс - это только доходы". Из выступления же замминистра здравоохранения и социального развития Александра Сафонова стало понятно, что реформа оплаты труда, как и дальнейшее совершенствование Трудового кодекса, неизбежна. Сафонов считает, что Трудовой кодекс "сейчас все еще отражает позиции советской экономики, где средний класс назначался". Правда, в общественном мнении существует довольно странное представление о том, кого можно считать представителем среднего класса. По словам главы ВЦИОМ Валерия Федорова, респонденты считают, что туда входят предприниматели, бизнесмены и чиновники, причем, "чтобы туда попасть, большинство считает, что нужны деньги и связи". И только очень незначительное число опрошенных, менее 10 процентов, полагают, что образование и профессионализм также важны для среднего класса.

    А совсем рядом, в соседней секции, где обсуждали проблемы нашей демократии, глава ФЭПа Глеб Павловский тем временем говорил: "У нас нет аппарата, даже авторитарного". Борис Грызлов, методично обходивший все секции и оказавшийся как раз в этот момент за столом подле Павловского, хладнокровно слушал, как политолог сетовал на недостаток баланса между импровизацией и традиционализмом, а также на тот факт, что вся современная политика "сформировалась вокруг одной лидерской команды". "Я так удачно зашел, потому что разговор о демократии коснулся развития политической системы", - философски заметил Грызлов, получив, в свою очередь, слово. Он считает самым важным результатом по итогам 2007 года тот факт, что в стране "есть четыре реальные партии, и за них проголосовали 92 процента избирателей, а в 2003 году - только 80 процентов, значит, партии стали более понятны избирателям, фактически они и создают сейчас фон демократии в стране".

    Впрочем, хладнокровие Грызлова в ответ на ехидные реплики Павловского стало понятным, поскольку лидера партии явно гораздо больше задела реплика политолога Иосифа Дискина. Тот неосторожно заметил о том, что правящая корпоративная элита задает обществу стандарты своими часами и машинами. Сняв с руки часы, Борис Грызлов поднял их, чтобы видели все участники "круглого стола", и сообщил: "В некоторых журналах пишут, что я якобы ношу швейцарские часы за 50 тысяч долларов, так вот, с 2002 года я ношу вот эти часы, подарок моих коллег из МВД, отличный механизм, сделан в городе Чистополе. Они красивые и мне очень нравятся. Вот вам стандарты!" "Если кого интересует, - вкрадчиво заметил ведущий "круглого стола" Валерий Фадеев, - так у нас недалеко от Савеловского рынка можно увидеть прекрасные швейцарские часы по 200 долларов за штуку, могу показать".

    Вполне здравая попытка поиска свежих идей, которые могли бы лечь в основу будущих решений партии, не обошлась и без курьезов. В секции, обсуждавшей проблемы современного искусства, известный неформал Андрей Бартенев в присущей ему эпатажной манере предложил всем собравшимся обдумать возможность эмиграции в ближайшее время. Но участники дискуссии его эмоций не поддержали. Вообще было понятно, что если свести на один форум телеведущую Тину Канделаки, кинорежиссера Федора Бондарчука и писателя Александра Проханова, то, даже разведи их по разным секциям, все равно прения будут острыми.

    Например, Валерий Фадеев, отчитываясь перед съездом уже после завершения форума (а ведущие вкратце сообщили озадаченным партийцам о противоречивых итогах дискуссий в секциях), не постеснялся выплеснуть на "единороссов" весьма эмоциональные итоги. "Некоторые у нас до сих пор понимают демократию как борьбу с государством - это ошибочная точка зрения, а некоторые все еще полагают, в том числе и некоторые в рядах партии "Единая Россия", что демократия мешает эффективному порядку, - тут Фадеев мрачно посмотрел в зал и добавил: - сильное государство подпитывается демократией". Он считает, что именно "Единая Россия" должна стать инструментом демократической модернизации в стране, например, активнее работать с гражданскими инициативами - с забастовочным движением в том числе. Большую ответственность "единороссам" нужно проявить и при решении ключевых вопросов государственного развития. Так, Фадеев предложил партии разобраться, почему приоритеты финансовой политики минэкономразвития и минфин никак не могут согласовать между собой уже долгие годы. "И тогда "Единая Россия" из партии власти превратится в реально правящую", - грозно пообещал ведущий секции "Наша демократия", сходя с трибуны.

    Ольга Дергунова, ведущая секции по инновациям, позже призналась, что двухчасовой дискуссии "нам не хватило, и мы расходились, обмениваясь визитками в надежде продолжить разговор". Максим Шевченко, курировавший обсуждение проблем глобализации, тоже сознался, что "у нас страсти кипели". Участники дискуссии, например, жестко схлестнулись вокруг того, стоит ли считать глобализацию злом. Кстати, Борис Грызлов позже предложил однопартийцам сделать форум постоянно действующим. Так что внутрипартийная дискуссия, закрепленная подписанной тремя клубами - ЦСКП, "4 ноября" и государственно-патриотическим - Хартией, постепенно становится частью уже общественной жизни.

    Поделиться