В Ингушетии и Дагестане в обычных школах открылись классы для детей с ограниченными возможностями. На юге страны набирает обороты новая школьная реформа, возможно, самая радикальная за последнее время. Название ей - инклюзивное образование.
Современной педагогике известны три подхода к обучению детей с особыми потребностями. Скандинаво-американский по происхождению предусматривает, что такие ребята учатся в обычных учебных заведениях - при создании специальных условий и наличии подготовленных педагогов и медиков. Советский предполагает обучение в спецшколах или школах-интернатах.
В условиях первой модели, как показал опыт, детям труднее учиться, зато легче адаптироваться к последующей жизни, в условиях второй - все с точностью до наоборот. Есть и золотая середина, европейская модель, сочетающая элементы первых двух.
В России законодательство предоставляет родителям ребенка-инвалида право выбора - учить его в массовой школе, интернате или на дому. Но на массовой школе взрослые редко останавливают свой выбор - боятся, что ребенок-инвалид может стать в классе изгоем.
- Когда мы только начали обсуждать возможность открытия в нашем учебном заведении класса для детей с церебральным параличом, некоторые родители высказывались против этого, обещали перевести своего здорового ребенка в другую школу, - рассказывает Ирина Пашук, директор махачкалинской гимназии N 4. - Но когда мы провели линейку для нового класса и все учащиеся и их родители увидели этих детишек, то многие не смогли сдержать слез. Никто из гимназии своего ребенка не забрал.
Сейчас в махачкалинской гимназии обучаются пять детей с ДЦП в возрасте от 6 до 9 лет. Для них оборудован пандус на входе, на первом этаже отремонтирован отдельный кабинет, в котором есть все для учебы и отдыха ребенка с подобным заболеванием. Ребята находятся в школе целый день. Их опекают четверо взрослых, прошедших специальную подготовку, и бесчисленное множество мальчишек и девчонок из других классов, которые приходят поиграть, помочь с домашним заданием. Недавно новоиспеченных первоклашек возили на ипподром - покатать на лошадях. При ДЦП это очень рекомендуется.
Инклюзивное образование, пускай и в зачаточном виде, начинает набирать обороты. В ближайшее время классы, аналогичные махачкалинскому, откроются в школах Чеченской Республики, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.
Екатерина Криченко,
старший преподаватель кафедры психофизиологии и клинической психологии, кандидат психологических наук факультета психологии ЮФУ:
- Основные "плюсы" инклюзивного образования - уход ребенка-инвалида от гиперопеки родителей, получение навыков социализации и самостоятельной жизни.
Есть мнение, что, очутившись среди здоровых детей, ребенок с ограниченными возможностями испытывает огромную психотравму. Но зачем кривить душой, разве нет в школах здоровых детей, которые чувствуют себя изгоями? Это проблема плохой педагогической работы, но никак не противопоказание для инклюзивного обучения.