Крупная компания приступила к практическому освоению месторождений в Воронежской области. Пакет документов, необходимый для получения соответствующей лицензии, отправлен на согласование в Москву.
По мнению экономистов, разработка никеленосных недр будет иметь такое же значение, как добыча железной руды для Белгородской и Курской областей. Она способна изменить в корне экономическое лицо региона.
Долгое время Воронежская область оставалась единственной из восемнадцати регионов ЦФО, бюджет которой не предусматривал расходов на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Складывалось впечатление, что полезные ископаемые здесь мало кого интересуют. На самом деле, из 183 разведанных месторождений в настоящее время эксплуатируется только 53. От их использования к доходам бюджета в прошлом году прибавилось около 65 миллионов рублей. В масштабах области сумма микроскопическая. При этом многие виды минерального сырья завозятся из других регионов страны и даже из-за рубежа. Но так ли уж бедна область своими недрами? И стоит ли отказываться от поисков новых месторождений?
Суждения о подземных кладовых сводятся обычно к двум версиям. Одни говорят об огромных богатствах края - подземных алмазах, золоте, платине, других драгоценных металлах, которые в качестве стратегического запаса России берегутся до лучших времен. Другие утверждают: да, полезные ископаемые в области есть, в том числе и весьма редкие, но в небольших объемах, к тому же и залегают столь глубоко, что добыча не представляет практического интереса из-за низкой рентабельности.
- По нашим подсчетам, потенциальная ценность изученных запасов полезных ископаемых в недрах области составляет более 7 миллиардов долларов, из них 4,7 приходится на строительные материалы, остальное - на руды металлов, - говорит начальник отдела геологии и лицензирования Регионального агентства по недропользованию по ЦФО Министерства природных ресурсов РФ Александр Плаксенко. - В европейской части страны эти показатели выше только в Белгородской области, располагающей, как известно, гигантскими залежами железной руды. Неудивительно, что интерес к воронежским недрам в последнее время возрастает.
Что же касается трудностей с освоением, то, по мнению члена-корреспондента РАН, доктора геолого-минералогических наук Николая Чернышова, добычу руд могут сделать рентабельной современные технологии, позволяющие перерабатывать сырье комплексно, с извлечением не одного или от силы двух полезных компонентов, как сейчас, а всей их совокупности. К примеру, на крупном Еланском месторождении помимо никеля и меди руда содержит кобальт, молибден, платиноиды, золото. К освоению медно-никелевых месторождений, считает ученый, регион в настоящее время не готов в силу их недостаточной изученности. Сейчас разрабатывается то, что было открыто и исследовано еще в советское время. Но государство должно иметь по всем видам стратегического сырья изученные запасы лет на тридцать-пятьдесят вперед, что можно обеспечить своевременно проведенными геологическими изысканиями. Между тем в девяностые годы у нас начались "тихие похороны" отрасли, прекратилось ее финансирование, поредела сеть экспедиций, разбежались специалисты. В результате получился "геологический провал": уровень добычи полезных ископаемых стал значительно опережать их прирост. Если взять за точку отсчета 1990-й год, то по ряду стратегически важных металлических руд запасы оскудели почти наполовину. По словам начальника Главного управления экономического развития администрации области Андрея Соболева, судьба более десяти крупных инвестиционных проектов зависит от того, сумеет ли регион обеспечить их минерально-сырьевыми ресурсами. На геолого-изыскательские работы в 2008 году постановлением губернатора выделено 17 миллионов рублей. Но вопрос даже не о том, на что хватит такой суммы - упущенное время никакими деньгами не окупить.
Положение может спасти только активность бизнес-структур. В прошлом году суммарный объем финансирования на исследовательские работы по восьми геологическим объектам, главным образом из средств частных компаний, составил более 100 миллионов рублей. В результате получена общая оценка перспектив обнаружения урановых месторождений, оконтурены пригодные к разработке участки светложгущейся и бентонитовой глины, оценены ресурсы фосфоритов, цеолитсодержащих пород, огнеупорных глин, минеральных красок, даны оценка и прогноз изменений геологической среды. В текущем году ЗАО "Воронежгеология" по договору с "Норильским никелем" вплотную занялось медно-никелевыми месторождениями - на эти цели компанией выделено 350 миллионов рублей.
Инвесторов могло быть больше, если бы не трудности с получением профессионально подготовленной информации о разведанных запасах. Вот почему, считают специалисты, начинать нужно с определения рыночной стоимости месторождений полезных ископаемых, с составления подробнейшего справочника, доступного любому потенциальному инвестору. Сейчас же, чтобы получить из Федерального геологического фонда информацию о том или ином месторождении, необходимо выложить 77 тысяч рублей, хотя нет никакой гарантии, что в ней будут содержаться интересующие вас сведения.
Наиболее остро стоит так называемый "земельный вопрос". Богатства недр могут стать предметом спекуляций собственников участков. Уже сегодня многие открытые и стоящие на балансе месторождения строительных материалов не могут разрабатываться.
Территория застроена садоводческими кооперативами или заросла лесом и попала в природоохранную зону, или в результате непродуманных (а скорее всего - как раз продуманных) действий оказалась в частной собственности. Вздувая стоимость участков земли с месторождениями полезных ископаемых, спекулянты могут многократно поднять уровень инвестиционных рисков, отпугнуть от области сырьевой бизнес. Сложилась такая практика: для получения разрешения под строительство крохотного павильона нужна справка геологов об отсутствии на данной территории полезных ископаемых. А при покупке земель сельскохозяйственного назначения аналогичного документа не требуется. Из-за того, что Федеральный закон "О недрах" в нынешней редакции привязан к Земельному кодексу РФ, развитие минерально-сырьевой базы поставлено в зависимость от собственников земли. Компании, готовой вкладывать средства в воронежские недра, чтобы получить допуск только к геологическому изучению трех интересующих ее участков, потребуется согласование с руководством шестнадцати районов и несколькими тысячами владельцев земельных паев. Всякий ли выдержит такую мороку?
В такой ситуации многое зависит от политики региональных властей. Например, в Белгородской области действует комиссия по оценке земель. Когда возникает необходимость приобретения какого-либо участка для государственных нужд, администрация области пользуется тем же Законом "О недрах": статья 25 п.1 разрешает отчуждение земли у владельца за ее стоимость, если там залегают представляющие государственный интерес полезные ископаемые. При отказе землевладельца идти на это, земли выкупаются в областную собственность в судебном порядке. Благодаря такому подходу у белгородцев нет проблем с инвесторами, они готовы обеспечить их бизнес сырьевой базой, положительно решив вопрос об аренде. Этот опыт ценен и для Воронежской области. Принятой недавно областной программой "Комплексное использование природных минерально-сырьевых ресурсов на 2008-2015 годы" предусматривается поэтапный выкуп земли под геологоразведку и дальнейшую разработку ископаемых в областную собственность. На 2008 год на эти цели выделено 150 миллионов рублей из областного бюджета.