Новый закон переводит липецкие школы на подушевое финансирование

Как поощрять школы и работающих в них педагогов: делить средства поровну - или учитывать эффективность деятельности каждого учителя?

Проект областного Закона "О нормативах финансирования общеобразовательных учреждений" впервые в правовой практике предполагает ввести рейтинг школ, в соответствии с которым будет перераспределена стимулирующая часть так называемого надтарифного фонда заработной платы.

Законопроект, подготовленный областным управлением образования и науки, дважды выносился на суд комиссии регионального парламента и всякий раз отправлялся на доработку. Сейчас он проходит правовую экспертизу.

Новый закон фактически переводит школы на подушевое финансирование. Сама методика определения нормативов особых претензий не вызывает. Она позволяет формировать бюджет общеобразовательных учреждений на единой основе. Учтена "стандартная стоимость педагогической услуги" и коэффициенты ее удорожания. Все это не уменьшит обязательные выплаты работникам школ.

Камнем преткновения стал сам принцип распределения надтарифной части. Законопроект предусматривает, что рейтинг каждой школы области должен ежегодно определяться к 1 сентября на основании прошлогодних показателей. И в обязательном порядке учитывать результаты обучения и использование современных технологий, доступность качественного образования, воспитательную работу, экономические характеристики. Всего тридцать семь критериев. По каждому из них - своя шкала оценки. Школы, набравшие 360 баллов и выше, будут отнесены к первому уровню деятельности, от 231 до 359 - ко второму, ниже 230 - к третьему. Учебные заведения, где внедряются инновационные программы, участники нацпроекта автоматически относят к первому уровню. Соответственно меняется и объем надтарифного фонда - от 20 до 60 процентов. Сейчас он одинаков для всех - 39.

В школы, где надбавки начисляются в зависимости от стажа, молодые специалисты не придут

Поделиться своим мнением по поводу введения рейтинга школ корреспондент "РГ" попросил критиков и сторонников спорной части законопроекта.

Ираида Тихонова,  депутат областного Совета, директор средней школы № 53 г. Липецка:

- Рейтинг ухудшит материальное положение многих учителей, поскольку школы находятся в неравных условиях, и подавляющая часть из них изначально не имеет шансов на выигрыш, следовательно, и на стимулирующие выплаты. Чтобы сравнивать образовательные учреждения, сначала надо создать им равные условия: компьютерные классы, спортзалы, столовые. Сельский педагог не виноват, что он сельский. При введении рейтинга произойдет перераспределение средств, в результате которого большинство педагогов будет обижено. В зависимости от категории учителя образовательных учреждений третьего уровня потеряют в деньгах от пятисот до тысячи рублей в месяц. Стимулирующая часть надтарифного фонда образовательного учреждения составляет, как правило, 15-17 процентов, обязательная - 22, а с компенсацией получается 25 - в школах третьего уровня не всем хватит даже на обязательные выплаты. Выиграют лицеи, гимназии и другие "статусные" заведения.

Вызывают сомнения и критерии оценок. Если в коллективе более десяти процентов преподавателей со стажем работы свыше тридцати пяти лет, то школа лишается десяти баллов. Коснется это педагогов от пятидесяти семи лет и старше - мужчин предпенсионного возраста. От них будут избавляться. Это - дискриминационный пункт. Таким способом мы не решим проблему кадров. А где вы видели сельского учителя с ученой степенью? В-общем, вопросов много, педагоги обеспокоены. Я - против рейтинга: надо оставить образовательным учреждениям те деньги, какие сейчас заложены в надтарифный фонд.

Евгения Сарафанова, заместитель начальника управления образования и науки Липецкой области:

- Идея рейтинга пришла "снизу" - она исходила от руководителей муниципальных органов управления образованием. В надтарифный фонд входят обязательные выплаты за ту работу, которая не очерчена кругом непосредственных обязанностей учителя: проверка тетрадей, классное руководство. Они составляют 17-19 процентов. Остальные средства надтарифного фонда - стимулирующие выплаты. В школах-лидерах обязательные выплаты весьма весомы, и на них уходит больше половины надтарифного фонда. А на стимулирующие остается меньше. В образовательных учреждениях с невысокими показателями, где разряды педагогов ниже, на обязательные выплаты уходит денег меньше. Но стимулирующая часть - больше, хотя стимулировать, собственно, и не за что: нет ни победителей олимпиад, ни каких-либо иных достижений. Вот и делят поровну.

Например, в лицее райцентра Долгоруково учитель премию не получает, в отличие от его коллег из других школ района с менее качественным уровнем образовательных услуг. Разве это правильно? Поэтому нас и просят передать часть стимулирующих выплат достойным учебным заведениям. При этом обязательного минимума в 20 процентов, вполне достаточного для всех компенсационных выплат, ни одна школа не лишится.

Наш закон призван не только защищать педагогов, но и стимулировать качество работы. Ученики должны иметь равные возможности получить конкурентоспособное образование. В то же время с введением рейтинга большинство учителей материально ничего не теряет. По области на первый уровень выйдет примерно каждая десятая школа, на третий уйдет каждая третья, а на втором - с сохранением нынешнего фонда - останутся около половины.

Юрий Таран, начальник управления образования и науки Липецкой области:

- К сожалению, не всегда от новых школьных зданий и новых условий обучения мы получаем прямой образовательный эффект. Несколько лет назад две школы в Краснинском районе получили новые здания - сегодня они в золотой середине, как, впрочем, были и в те времена, когда находились в старых стенах. А школе, которую открыли в прошлом году в Добринском районе, нужны серьезные усилия, чтобы выйти в группу второго уровня рейтинга, хотя у них и новый спортзал, и теплица, и современное оборудование. Увы, подходы и работа прежние.

Определение рейтинга общеобразовательного учреждения должно привлечь начинающих педагогов. Ведь как бывает: некоторые руководители учебных заведений сетуют на нехватку молодых специалистов, не понимая того, что многое зависит от них самих. В школы, где надбавки начисляются от стажа работы, молодые специалисты не придут. Нормативные документы правительства России ориентируют нас на конечный результат - качество образования. Каждый учитель должен получать поощрения в зависимости от достигнутого результата.

Тем временем

В законопроекте появились поправки. Переходный период к схеме подушевого финансирования увеличен с двух до трех лет. У учителей, работающих не по профилю, появится возможность пройти переквалификацию. Порог количества молодых специалистов в учебном заведении снижен с тридцати до двадцати процентов. "Стоимость" грантов, полученных школой за участие в конкурсах, выросла с 10 баллов до 20. Наличие в общеобразовательном учреждении попечительского совета прибавит ему 20 баллов только в том случае, если он сможет привлечь не менее десяти процентов средств от общей суммы финансирования школы.