15.04.2008 00:57
    Поделиться

    Уникальный театральный коллектив Дальнего Востока под угрозой закрытия

    Прекратить двадцатидвухлетнюю работу может к началу мая Комсомольский-на-Амуре театр КнАМ. Труппе нечем платить за коммунальные услуги. Сегодня вопрос о том, нужен ли театр мирового уровня дальневосточному промышленному городу, активно обсуждается на городском сайте.

    В мировой прессе КнАМ называют "театром, блистательно работающим на отшибе цивилизации". Сейчас в его штате шесть человек. И всего 26 зрительских мест. Есть специальное световое, звуковое, видеопроекционное оборудование, оргтехника, интернет, системы противопожарной и охранной сигнализации. Так КнАМ зарегистрирован в реестре профессиональных театров России с 1987 года. В историю искусства России он вписан как первый частный театральный коллектив в СССР после 1926 года.

    - Театр регулярно с успехом представляет свой город, регион и страну на самых престижных профессиональных фестивалях в Москве, Франции, Германии, Португалии, - сообщила корреспонденту "РГ" заместитель редактора одной из старейших хабаровских газет Александра Николашина. - Трудно даже вспомнить, сколько материалов посвятило КнАМу наше издание. Впрочем, о нем восторженно писали "Либерасьон" и "Фигаро", а Рокфеллер-фонд приглашал коллектив работать над дневниками Кафки в свою итальянскую резиденцию.

    На первый в мире интернет-фестиваль "Театральная паутина" в 2003 году театр из Комсомольска-на-Амуре поехал в Москву в числе семи лучших коллективов России. В международный центр Реколлет для работы над новым спектаклем режиссер КнАМа Татьяна Фролова была приглашена мэрией Парижа, кстати, первой из россиянок.

    В 2003 году театр КнАМ получил премию президента России. В январе 2008, выдержав серьезный конкурс среди коллективов всего мира, театр впервые представил Россию в Сингапуре, на крупномасштабном фестивале Азиатско-Тихоокеанского региона "M1 Singapore Fringe Festival".

    А теперь КнАМу нечем платить за коммунальные услуги. Расходы на оплату сигнализации, света и тепла ежегодно обходятся театру в 300 тысяч рублей. Нужно отдать должное администрации города - помещение театру предоставляется на безвозмездной основе.

    - Почему мы не можем сами заработать на содержание помещения? Потому что не ставим комедии, не допускаем пошлых шуток и стриптиза. Потому что КнАМ - театр трудный, психологический, интеллектуальный, - говорит режиссер театра Татьяна Фролова.

    Допустим на минуту, что КнАМ закрыт, и в городе осталось два театра вместо трех (один из них - ТЮЗ). Какой-то процент комсомольчан станет безутешен - для них окончательно будет утрачена возможность быть в курсе современного театрального процесса. Ну, разумеется, некий процент, и он будет однозначно выше первого, ничего не заметит.

    - Если КнАМа не станет - исчезнет не просто культурное учреждение, обилием которых Комсомольск-на-Амуре и так не отличается, - говорит предприниматель Диана Кирьянова. - Исчезнет место, где зритель учится сопереживать.

    Спектакли самого титулованного театрального коллектива Дальнего Востока никогда не оставляют никого равнодушным - зрители либо восхищаются, либо клянут спектакль последними словами. Кто-то из московских критиков метко выразился: "В КнАМ надо идти для очеловечивания". Если город допустит исчезновение театра, значит, его интеллектуальный потенциал на исходе, говорят сторонники КнАМа. А у города элементарно нет денег.

    - Вклад театра в культуру Комсомольска-на-Амуре бесспорен, это уникальное явление, и здесь позиция администрации города не расходится с позицией почитателей этого коллектива, - отметила начальник городского отдела культуры Юлия Мацко. - В настоящее время ситуация с выделением дополнительных средств на финансирование жизнедеятельности театра КнАМ рассматривается и просчитывается администрацией города.

    Мнения горожан по этому поводу неоднозначны. Одним все равно, останется ли театр в городе или нет. Никогда не ходили и ходить в него точно не будут. Другие же отмечают его уникальность и испытывают за него гордость. К примеру, в прошлом году по центральному каналу прошел репортаж о 70-летнем юбилее города. И отмечались в нем тольок два момента - самолеты и уникальный театр КнАМ, который приглашают многие страны. Ни о чем больше не говорили.

    Комментарий

    Алексей Берелович, атташе по культуре посольства Франции:

    - Во Франции проблемы сохранения культуры в условиях рынка решались постепенно, при помощи государства. При этом нашли способы, чтобы сохранить высокую культуру, которой трудно существовать в условиях рынка. Кто-то, может быть, и спросит - а надо ли? Можно ведь рассуждать и так: если нет средств для самофинансирования театра - то надо его закрывать. Но это опасная точка зрения. Мнение о том, что механизм рыночного регулирования разрешает все проблемы общества, является иллюзорным. Без активной, продуманной поддержки государства не могут развиваться такие необходимые для общества сферы творчества, как фундаментальные науки, образование, искусство.

    Поделиться