15.04.2008 03:35
    Поделиться

    За три года амурские власти должны подготовить инфраструктуру нового космодрома Восточный

    За три года областные власти должны подготовить инфраструктуру нового космодрома Восточный

    Строительство космодрома Восточный в Амурской области находится в центре внимания Совета безопасности при президенте России. "Росавиакосмос" отвел на подготовительную работу порядка трех лет. Что будет построено за это время в Углегорске? Справятся ли с государственной задачей местные власти?

    На эти и другие вопросы на деловом завтраке в Благовещенском филиале "РГ" ответил главный Федеральный инспектор аппарата полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Александр Одиноков, подводя итоги первых ста дней своей работы в этой должности.

    Российская газета: Александр Владимирович, решит ли космодром Восточный в Углегорске проблемы области с безработицей? И вообще, есть ли программа по развитию социальной инфраструктуры Углегорска или там будут запускать только ракеты.

    Александр Одиноков: Есть указ президента РФ о строительстве космодрома. Это тот документ, который должен исполняться неукоснительно. Естественно, что этот проект в перспективе и рабочие места даст, и сможет привлечь в область научный и производственный потенциал.

    В преддверии Дня космонавтики состоялось заседание Совета безопасности РФ, на котором рассматривался вопрос о долгосрочной политике страны в области космической деятельности. В ходе заседания обсужден и в целом одобрен проект космической деятельности на период до 2020 года, в том числе создание нового космодрома научного и социально-экономического назначения в Углегорске.

    В целом головная организация, которая будет вести всю эту работу, - это "Росавиакосмос". Он разрабатывает вопросы научно-производственного характера. Но я бы хотел акцентировать внимание на тех моментах, которые, на мой взгляд, должны ложиться на плечи области. Главное - это развитие инфраструктуры Углегорска как закрытого административно-территориального образования, тем более что есть поручение президента РФ на этот счет.

    Я был в Углегорске, там уже нет даже отделения пенсионного фонда. Оно переехало в соседний город Свободный, и пенсионерам, чтобы произвести какой-нибудь перерасчет, надо ехать за сорок километров. Закрыты в Углегорске и военный госпиталь, и родильное отделение…

    Сегодня ощущается тревога и по поводу того, что пока некому заниматься передачей объектов инфраструктуры, которые остались после того, как расформировали космодром Свободный. Области надо активно участвовать в передаче этих объектов в муниципальную собственность Углегорска. Инициатором этого должно выступить правительство области и более настойчиво перейти к совместной работе со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе с министерством обороны РФ.

    РГ: В этом случае действительно ли космодром способен дать толчок развитию экономики области или же это будет автономный объект?

    Одиноков: Конечно, автономным он не будет. Это должен быть наукоград, в который следует привлечь молодые инженерно-технические кадры, в том числе выпускников дальневосточных вузов, чтобы они в перспективе составили костяк специалистов, которые будут здесь работать.

    Проект этот долгосрочный, "Росавиакосмос" отвел на подготовительную работу порядка трех лет. К 2011 году приедут молодые специалисты с семьями. А где они будут жить? Значит, уже сейчас надо закладывать дома, строить больницы, школы, детские сады, объекты культуры. А для этого необходимы немалые средства из федерального бюджета.

    РГ: Александр Владимирович, что планировали и что удалось вам сделать на посту главного Федерального инспектора? Этот вопрос пришел нам по электронной почте от Михаила Плетнева из Шимановска.

    Одиноков: За неполные три месяца работы самое главное, что удалось сделать, - познакомиться со спецификой области, с ее проблемами, с руководителями территориальных федеральных и местных органов власти. С губернатором области Николаем Колесовым проговорили все ключевые моменты, были встречи и с его заместителями, с рядом управленцев из областного правительства.

    За это время удалось побывать в семи районах области. Посмотрел, как на селе живут люди, как выполняются федеральные программы, и в частности государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. Впечатления совершенно разные.

    Когда непосредственно побывал в семье Бондаревых, переехавших к нам из Киргизии, то передо мной открылось не самое лучшее зрелище. Эта семья колебалась: оставаться им в этом селе или нет из-за отсутствия работы с достойной заработной платой и медицинского обслуживания для младших членов семьи. По информации главы Тамбовского района Николая Кулешова, эта семья переехала в другое село, где, будем надеяться, она окончательно закрепится.

    Я не готов сейчас критиковать главу района. Из того, что у него есть, он создал максимальные условия для жизни переселенцев. Я не упрекаю и управление Федеральной миграционной службы по области. Они тоже выполнили свою задачу. Но в перспективе необходимо взаимодействовать со всеми структурами, от которых зависит конечный результат. Необходимо корректировать подходы выполнения программы именно на территории Амурской области, иначе на Дальний Восток мы людей не только не привлечем, но и отпугнем.

    Если к этому вопросу подходить шире, то, как предложил полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Олег Сафонов, нам надо работать не над точечными шагами по привлечению людей на Дальний Восток, а вначале пытаться найти работу и достойное жилье тем людям, которые уже живут на Дальнем Востоке. Создать в первую очередь для них комфортные условия, а потом уже постепенно привлекать соотечественников из стран СНГ. А сегодня получается, что туда, где люди живут плохо, бедно, особенно в сельскую местность, мы приглашаем людей из стран ближнего зарубежья, заселяем их в полуразвалившиеся дома и ждем от них отдачи.

    Есть положительные примеры. Скажем, развивается агропромышленный сектор. Посмотрел на примере фермерского хозяйства "Луч" Ивановского района (оно специализируется на животноводстве), так вот у них дела идут в гору. Если правительство области и федеральный центр будут в дальнейшем оказывать поддержку фермерам, вкладывать реальные средства в реальное производство, поддерживать сельхозпроизводителей, то в сельском хозяйстве добиться успехов вполне реально, тем более что Амурская область - область аграрная, и когда-то, в старые добрые времена, она называлась "житницей Дальнего Востока".

    РГ: В свое время президент создал институт полномочных представителей, главных Федеральных инспекторов, которые должны контролировать исполнение этой линии. Альбина Рыжова из Благовещенска просит вас назвать основные задачи, которые поставлены перед главным Федеральным инспектором на ближайший год.

    Одиноков: Этих задач много. У нас на территории Амурской области начинает реализовываться крупномасштабный проект по строительству космодрома Восточный. Далее на федеральном уровне разработана и принята федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", выделяются колоссальные средства из федерального бюджета.

    Также необходимо в 2008 году завершить работу по приведению в соответствие с федеральным законодательством местного законодательства. Задач немало, да и вопросов хватает.

    РГ: Денис Забелин из Тынды интересуется, как строятся ваши личные отношения с местными властями.

    Одиноков: У нас личных взаимоотношений нет и быть не может. У меня с органами власти Амурской области, в том числе с губернатором области Николаем Колесовым, председателем Законодательного собрания области Николаем Швецом, другими руководителями области, отношения стабильно рабочие и конструктивные.

    РГ: Студент из Белогорска Илья Сарычев спрашивает, какие проблемы вы видите во взаимодействии всех уровней власти в области.

    Одиноков: Поскольку в мои задачи входит координация работы всех территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти на территории Амурской области, то я бы не стал говорить о каких-то серьезных проблемах в этом направлении. Хотя они, конечно, возникают.

    Но вижу свою задачу в том, чтобы совместная работа федеральных структур и областного правительства носила только рабочий характер, без подмены полномочий друг друга. Ведь известно, что ни одна конфликтная ситуация, если таковая создается, не способствует динамичной работе всех ветвей власти. В конечном счете она создает напряжение в обществе и негативно влияет на политическую и социально-экономическую ситуацию в области.

    Поделиться